• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Последствия будут тяжелыми" В Москве боятся, что городская социалка не справится с финансовой самостоятельностью

Новые известия. 2007. № 199. 31 октября

Как отметила "НИ" заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, "практика предоставления самостоятельности муниципальным учреждениям, несомненно, благотворна". "В этом убеждает и мировой опыт. Почти все развитые страны идут по этому пути, – подчеркнула она. – Ассигнования на поддержку бюджетных учреждений вообще, а не под конкретную задачу теряют всякий смысл.

Вчера на заседании правительства Москвы руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин подверг резкой критике объявленный федеральной властью переход бюджетных учреждений к финансовой автономии. Чиновники опасаются потерять контроль за движением средств в городской социальной сфере.

По словам г-на Силкина, на заседании правительства РФ 4 октября было принято решение, что оценивать эффективность деятельности субъектов Федерации будут по интенсивности реформирования бюджетной сферы. Реформа эта касается в первую очередь социалки, которая "висит" на бюджетах регионов. А поскольку Москва – субъект РФ, это касается и ее.

Напомним, что принятый еще в прошлом году закон разрешает любому муниципальному учреждению (школе, больнице, детскому саду или вузу) перейти в автономный режим. Это означает полную его самостоятельность в финансовых вопросах. Организация сама готовит смету доходов и расходов, исходя из своих нужд. Финансирование при этом осуществляется не через казначейство, а через коммерческие банки. Государство в лице региона или города лишь выделяет субсидии для выполнения определенного заказа – например, обучить некое число граждан или обеспечить врачебные услуги для определенного количества населения. Все остальное отдается на откуп самому учреждению.

"Что нам предлагают? Фактически за четыре года уйти из 80% сектора оказания социальных услуг бюджетными учреждениями! – возмутился Владимир Силкин. – Безусловно, наверное, существенно сэкономим бюджетные средства, но последствия этой экономии для жителей и власти, по-моему, будут катастрофическими". Чиновник убежден, что в Москве такая схема неприемлема. По его словам, "задача повышения эффективности социальных услуг, которые оказывает государство населению, подменилась чисто бухгалтерской задачей уменьшения бюджетных расходов".

В столичном департаменте финансов также скептически относятся к нововведениям. Там опасаются "потери контроля", следствием чего может стать нецелевое расходование средств. К тому же чиновники сомневаются, что то или иное учреждение сможет адекватно распорядиться выделенными деньгами, в том числе и из-за технической неготовности. Кроме того, в пресс-службе департамента заявили, что за 10 месяцев действия закона ни одна муниципальная организация не обратилась в правительство города с просьбой отпустить ее в автономное плавание. "В Москве существует хорошо отлаженная система взаимодействия таких учреждений и органов власти, – пояснили "НИ". – Возможно, для некоторых регионов это и было бы актуально, но для столицы особого смысла в такой реформе нет".

А вот независимые эксперты придерживаются противоположного мнения. Как отметила "НИ" заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, "практика предоставления самостоятельности муниципальным учреждениям, несомненно, благотворна". "В этом убеждает и мировой опыт. Почти все развитые страны идут по этому пути, – подчеркнула она. – Ассигнования на поддержку бюджетных учреждений вообще, а не под конкретную задачу теряют всякий смысл.

И мне весьма неприятно слышать, что местные власти хотят воспрепятствовать этому естественному процессу, противореча тем самым политике государства. Такая консервативная позиция бесперспективна". Эксперт полагает, что если кто-то не сможет сам распоряжаться деньгами, "всегда есть возможность вернуть его под прямой контроль бюджета" По словам г-жи Абанкиной, пока низкий интерес бюджетников к автономии объясняется недостаточной разъяснительной работой. "Кроме того, все необходимые для работы подзаконные акты появились только к июлю. Лето, сами понимаете, – не то время года, чтобы переходить на новую систему", – отметила она. По ее мнению, наилучшие перспективы финансовой автономии у высших и средних специальных учебных заведений. "Вузы вполне способны сами решать, как им лучше потратить средства. Кроме того, многие из них и сами зарабатывают неплохо, так что ограничивать их свободу в этом плане вообще бессмысленно. То же самое касается техникумов и ПТУ. В существующих условиях им трудно наладить частно-государственное партнерство. А ведь на их кадры существует очень большой спрос со стороны предприятий. Но при этом положение у профессионального образования в нашей стране не самое блестящее. Таким образом, только получив карт-бланш на самостоятельное ведение дел, учебные заведения станут конкурентоспособными не только на российском, но и на мировом уровне".

Конечно, в один день самостоятельным не станешь – кадров для этого кому-то может не хватить. "Необходимо готовить специалистов, прежде всего бухгалтеров и экономистов, для автономной работы, – говорит на это Ирина Абанкина. – Сейчас возможностей для такой подготовки достаточно".