• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пассивный партнер Бизнес чувствует себя дойной коровой

Ведомости. 6 декабря 2007

Власть относится к бизнесу потребительски и не видит в нем реальную экономическую силу. Самое распространенное отношение чиновников к бизнесу – как к дойной корове. Эту роль малый бизнес, по ощущениям его представителей, играет чаще крупного (61% против 51%).

Такое мнение – отражение массовой практики оказания помощи в социальном развитии территории, говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ ВШЭ Андрей Яковлев. "Власти часто рассматривают бизнес как источник покрытия расходов на социальные нужды", – говорит Яковлев.

Малый бизнес страдает чаще: несколько тысяч рублей для него более значимы, чем для крупного, и у местной власти много рычагов влияния именно на малые фирмы, отмечает Яковлев. Крупные фирмы могут получать взамен господдержку, а малые не получают ничего, добавляет он.

Бизнес коррумпирует чиновников не выгоды ради, а для экономии времени, сообщили бизнесмены ВЦИОМ. Инициаторы взяток – чиновники, бизнес мечтает жить по закону и любит государство

По заказу РСПП ВЦИОМ опросил в сентябре – октябре 1200 топ-менеджеров и владельцев бизнеса из 40 регионов (они представляют все основные секторы экономики). Исследование затрагивало отношение бизнесменов к власти, обществу и друг к другу. 30% респондентов – представители крупного бизнеса, 50% – среднего, 20% – малого.

Довольны предприниматели лишь друг другом (см. график) и президентом Владимиром Путиным.

ПО ПОНЯТИЯМ

Больше половины респондентов уверены, что жить по закону в России невозможно: 52% говорят, что важнее соблюдать внутрицеховые правила игры, чем букву закона. Наоборот думают 36%, еще 12% выбор между "понятиями" и правовыми нормами не осуществили.

Сильнее других склонны жить по неформальным правилам предприятия транспорта и связи.

Законы сложны и жестки, вести бизнес, не обходя их, нельзя – так считают 58% опрошенных, противоположной точки зрения придерживаются 38%. Поэтому сильна коррупция: 56% считают ее уровень высоким, 50% опрошенных сталкивались с прямым вымогательством. Для 39% бизнесменов коррупция – это способ экономии времени.

КТО ВСЕХ БЫСТРЕЕ

Срок выделения земельного участка с помощью взятки сокращается в 2,8 раза (со 163 до 58 дней), получение разрешения на строительство – в 2,6 раза (со 134 до 52), разрешения на право торговли – в 2,8 раза (с 28 до 10). Наименьшую экономию дают взятки за подключение к коммунальным и электросетям: сроки сокращаются в 1,7 раза (с 58 до 34).

Наиболее коррумпированы, по мнению опрошенных, правоохранительные органы.

Так считают 45% малых предприятий, 41% средних и 43% крупных. Для малого бизнеса еще один главный коррупционер – местные органы власти (45%). Крупный бизнес числит в главных коррупционерах те же муниципалитеты и территориальные органы федеральных ведомств (33%), тогда как их центральные аппараты считает подверженными коррупции втрое меньшее число бизнесменов.

Коррупция есть во многих странах, но в продвинутых мотивация другая: это инструмент деловой конкуренции и получения преференций, говорит директор Transparency International Russia Елена Панфилова. В России же в коррупционных отношениях бизнес часто выступает не инициатором, а пассивной стороной, говорит Панфилова: " Речь не о дополнительных преимуществах, а о выживании: либо ты делаешь бизнес, либо нет".

ИСТОЧНИК

В итоге власть относится к бизнесу потребительски и не видит в нем реальную экономическую силу. Самое распространенное отношение чиновников к бизнесу – как к дойной корове. Эту роль малый бизнес, по ощущениям его представителей, играет чаще крупного (61% против 51%).

Такое мнение – отражение массовой практики оказания помощи в социальном развитии территории, говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ ВШЭ Андрей Яковлев. "Власти часто рассматривают бизнес как источник покрытия расходов на социальные нужды", – говорит Яковлев.

Малый бизнес страдает чаще: несколько тысяч рублей для него более значимы, чем для крупного, и у местной власти много рычагов влияния именно на малые фирмы, отмечает Яковлев. Крупные фирмы могут получать взамен господдержку, а малые не получают ничего, добавляет он.

ТОНКИЕ ХОДЫ

Когда государству что-то нужно от бизнеса, возникает коррупция, а когда что-то нужно бизнесу от государства – эффективнее легальные взаимоотношения, считают большинство опрошенных. В частности, лоббизм, финансирование партий, личные контакты с чиновниками.

Скорее всего, это завуалированная форма коррупции: закона о лоббизме нет и что под этим понимают предприниматели – непонятно, рассуждает научный руководитель ЦСР Ксения Юдаева. "Возможно, перечисление денег на счет политической партии – это не коррупция", – иронизирует она. Но можно сделать вывод, что во взаимоотношениях с властью бизнес стал искать более тонкие ходы, говорит Юдаева.

Из всех государственных и общественных институтов одобрение у предпринимателей вызывают лишь президент, правительство, армия и сам бизнес. Предприниматели активно интересуются политикой, участвуют в выборах и поддерживают сегодняшний политический курс. Большинство считает, что Россия идет правильным путем (42% против 24%).