• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автосигнализация Судьба "АвтоВАЗа" решена – "Жигули" станут французскими

Ведомости. 2007. № 233. 10 декабря

По мнению Шохина, государственная роль на заводе невнятна: если цель была продать завод иностранному стратегу, то государство должно было четко заявить о своей посреднической функции. Громкие заявления, которые делал новый менеджмент завода два года назад, так и остались словами: второй завод не строится, новые линейки и модели не запущены, миллиардные госсредства (а также обещанные российские акционеры) на завод не пришли.

Продажа блокпакета автоконцерна французскому Renault будет выгодна всем: завод получит стратегического партнера и технологии, российский автопром – надежду на выживание, а государство – имидж эффективного менеджера по кризисным ситуациям (в данном случае в лице "Рособоронэкспорта"). Постсоветская история "АвтоВАЗа" на первый взгляд опровергает избитый либеральный тезис о заведомо низкой эффективности государства как рыночного агента: частные собственники на протяжении многих лет не могли поставить завод на ноги, а "Рособоронэкспорт" за два года решил внутренние проблемы концерна и привлек серьезного международного партнера.

Усиление роли государства в экономике вообще и реприватизация в частности стали основной темой второго президентского срока Владимира Путина. Первоначально тенденция проявилась в ТЭКе (дело ЮКОСа, экспансия "Газпрома"), но с момента установления госконтроля над "АвтоВАЗом" в конце 2005 г. отраслевая тенденция превратилась в общерыночный тренд. В начале 2006 г. Альфа-банк выпустил доклад, в котором предсказал наращивание доли государства на рынке. Тогда аналитики оценивали новую тенденцию вполне позитивно, ожидая от государственной активности положительного экономического эффекта как минимум в краткосрочном периоде: акции компаний, официально или по слухам готовящихся к поглощению со стороны государства (тот же "АвтоВАЗ" и "ВСМПОАвисма"), действительно росли.

Массовое создание госкорпораций в 2007 г. и так называемая бархатная реприватизация, с одной стороны, увеличили опасения частного бизнеса за свою судьбу, с другой – заставили его искать пути встраивания в госкапитализм с наименьшими издержками. В конце лета – начале осени этого года один за другим обеспокоенность усилением роли государства в экономике стали высказывать руководители крупных компаний – например, Альфа-банка, "Лукойла", "Сургутнефтегаза". На прошлой неделе президент РСПП Александр Шохин сформулировал требования к государству как агенту: если оно входит в актив, то должно четко артикулировать цели входа и сроки выхода. Сегодня, когда "Рособоронэкспорт" частично выходит из "АвтоВАЗа", стоит понять, насколько же в действительности прямое присутствие государства на рынке оправдывает себя.

Роль, которая на "АвтоВАЗе" была отведена "Рособоронэкспорту", вполне вписывается в современное российское понимание роли государства: это наведение порядка.

Правда, участники рынка и аналитики считают, что предпродажную подготовку "АвтоВАЗа" вполне мог бы провести любой крупный инвестбанк и без участия государства. Не секрет, что раскольцовкой системы собственности "АвтоВАЗа", а также поиском потенциального покупателя завода занималась "Тройка диалог". По словам главы "Тройки" Рубена Варданяна, заработают на сделке инвесторы, привлеченные его банком, а не "Рособоронэкспорт" – т. е. последний выступил в сделке даже не рыночным игроком, способным заработать на административном ресурсе, а своеобразным охранником, прикрывающим частный сектор там, где без одобрения государства играть страшно.

По мнению Шохина, государственная роль на заводе невнятна: если цель была продать завод иностранному стратегу, то государство должно было четко заявить о своей посреднической функции. Громкие заявления, которые делал новый менеджмент завода два года назад, так и остались словами: второй завод не строится, новые линейки и модели не запущены, миллиардные госсредства (а также обещанные российские акционеры) на завод не пришли.

Автопром всегда так или иначе живет в партнерстве с государством, но – косвенном: прямое участие государства не повышает его конкурентоспособности. Именно конкурентоспособность должна стать единственным критерием для входа государства в активы: в противном случае государство лишь покажет, что умеет заниматься куплей-продажей не хуже других. Вопрос в том, умеет ли государство заниматься чем-нибудь еще.