• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Охота к перемене мест слагаемых Государство занялось реформой федеральных казенных предприятий

Новые известия. 2007. № 232 (2349). 20 декабря

Формально ФГУПы – государственные предприятия, а фактически – коммерческие", – поясняет "НИ" профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Светлана Авдашева. Проще говоря, они очень плохо контролируются государством, а их руководство часто превращает госпредприятие в средство собственного обогащения. Перевод же их в форму ФКП поможет усилить финансовый контроль.

По постановлению правительства не более 25% чистой прибыли казенного предприятия подлежит зачислению в федеральный бюджет. Не менее 75% остаются на нужды самого ФКП, то есть распределяются между резервным фондом предприятия или идут на инвестиции и текущие расходы (по согласованию с вышестоящими органами). Оставлять себе 75% прибыли – это много или мало? Светлана Авдашева считает, что, прежде всего, надо разобраться, почему вообще госпредприятие получает прибыль. Если оно так коммерчески успешно, может быть, его стоит просто приватизировать. Но могут быть и сложные случаи. "Если, например, на этом предприятии заключенные производят мебель, то ему стоит оставлять у себя и более 75% прибыли. Если же оно зарабатывает только на том, что выписывает какие-либо разрешения или документы, то, пожалуй, 75% – это чересчур много", – разъясняет эксперт ВШЭ.

Вчера правительство сообщило, что утверждено постановление о создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий (ФКП).

Этот на первый взгляд скучный документ, расписывающий бюрократические процедуры по преобразованию одной формы государственной собственности в другую, на самом деле может стать ключевым шагом в многострадальной административной реформе.

В общих чертах эта реформа проходит так. Экономистами давно было признано, что государство неэффективно зарабатывает деньги. Следовательно, необходимо преобразовать федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) в акционерные общества и приватизировать их. По данным исследования Института экономики переходного периода, количество ФГУПов сократилось с 9860 предприятий в июне 2003 года до 6533 – в январе 2007-го. Процесс сокращения идет очень медленно: годовой план приватизации ФГУПов выполнен пока лишь на 37%.

Но очевидно, что часть этих предприятий не должна быть приватизирована никогда. В госсобственности, как правило, оставляются те, что не ориентированы на прибыль, выполняют стратегические или социальные задачи. Поэтому если бы приватизация просто шла медленно, это было бы полбеды. Настоящая же беда состоит в том, что оставшиеся ФГУПы надо преобразовать в ФКП. На сухом юридическом языке первое от второго отличается тем, что государственное имущество принадлежит ФГУПу на праве хозяйственного ведения, а ФКП – только на праве оперативного управления.

"ФГУП – самая глупая организационно-правовая форма, она дает руководству возможность практически бесконтрольно распоряжаться как активами предприятия, так и выручкой.

Формально ФГУПы – государственные предприятия, а фактически – коммерческие", – поясняет "НИ" профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Светлана Авдашева. Проще говоря, они очень плохо контролируются государством, а их руководство часто превращает госпредприятие в средство собственного обогащения. Перевод же их в форму ФКП поможет усилить финансовый контроль.

По постановлению правительства не более 25% чистой прибыли казенного предприятия подлежит зачислению в федеральный бюджет. Не менее 75% остаются на нужды самого ФКП, то есть распределяются между резервным фондом предприятия или идут на инвестиции и текущие расходы (по согласованию с вышестоящими органами). Оставлять себе 75% прибыли – это много или мало? Светлана Авдашева считает, что, прежде всего, надо разобраться, почему вообще госпредприятие получает прибыль. Если оно так коммерчески успешно, может быть, его стоит просто приватизировать. Но могут быть и сложные случаи. "Если, например, на этом предприятии заключенные производят мебель, то ему стоит оставлять у себя и более 75% прибыли. Если же оно зарабатывает только на том, что выписывает какие-либо разрешения или документы, то, пожалуй, 75% – это чересчур много", – разъясняет эксперт ВШЭ.

Впрочем, это не значит, что преобразование ФГУПов в ФКП решит разом все проблемы. Похоже, это признают и в Росимуществе. "Существует конфликт интересов между менеджментом предприятия, ориентированным на получение доходов, и собственником его имущества, действия которого должны быть направлены на обеспечение выполнения предприятием государственных задач, что не будет способствовать повышению эффективности реализации целей, преследуемых РФ в деятельности соответствующей организации", – говорится в аналитической записке Росимущества "Проблемы в сфере управления федеральной собственностью".

Есть и еще одна проблема. Количество ФГУПов измеряется тысячами, а количество ФКП – десятками. Формально можно преобразовать ФГУПы в форму, допускающую усиленный госконтроль. Но тогда ФКП станет так много, что у государства просто не хватит людей и ресурсов, которые будут осуществлять контроль финансовых потоков, замечает Светлана Авдашева.