• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес в развитии

Золотой Рог. 5 марта 2008

Средний бизнес по оборотам порой опережает крупные заводы
В этом году в рамках IV Краевой Бизнес-Премии появилась новая номинация - "Развивающийся бизнес". Ее участниками станут предприятия среднего бизнеса, которые до сих пор выпадали из поля зрения не только организаторов. Похоже, бизнесменов устраивало такое положение дел - в тени. Но до поры до времени.

Средний бизнес по оборотам порой опережает крупные заводы
В этом году в рамках IV Краевой Бизнес-Премии появилась новая номинация - "Развивающийся бизнес". Ее участниками станут предприятия среднего бизнеса, которые до сих пор выпадали из поля зрения не только организаторов. Похоже, бизнесменов устраивало такое положение дел - в тени. Но до поры до времени.

О том, что представляет собой сегодня этот слой бизнеса, мы беседуем с членом оргкомитета и Экспертного совета Бизнес-Премии Виктором ШАПОВАЛОВЫМ, возглавляющим территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю.

- Новый закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", который вступил в силу 1 января 2008 г., разделил субъектов предпринимательства на три группы: средние, малые и микропредприятия. Если говорить о критериях оценки, то это состав учредителей, средняя численность работников и финансовые показатели (выручка от реализации товаров и услуг, балансовая стоимость активов и пр.). Но если первые два фактора в законе прописаны чётко, то третий только продекларирован. Использовать финансовые показатели для классификации малого и среднего предпринимательства предполагается только с 2010 г. - к этому времени должны быть утверждены пороговые значения для каждой группы.

Сегодня Высшая школа экономики Евгения ЯСИНА, Московский государственный университет и другие образовательные и научные учреждения по заказу Торгово-промышленной палаты РФ подготовили проект расчета и обоснования критериев выручки для сектора малого и среднего предпринимательства. В этом проекте предлагаются такие пороговые значения: для микропредприятий выручка от реализации должна составлять не более 65 млн руб. в год, для малых - 250 млн руб., для средних - 1,5 млрд руб. Для сравнения приведу цифры, которые указаны в Рекомендациях Европейской комиссии по определению малых и средних предприятий: микропредприятия (до 10 человек) должны иметь годовой доход не более 2 млн евро, малые (до 50 человек) - не более 10 млн евро, средние (до 250 человек) - не более 50 млн евро.

- Сколько же средних предприятий насчитывается сегодня в Приморском крае?

- На этот вопрос ответить трудно. Дело в том, что для получения статистическими органами максимально достоверной информации необходимо сочетание сплошного и выборочного наблюдения. Но если выборочные обследования в отношении малого и среднего бизнеса в России проводятся регулярно, то сплошного не было уже давно. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, оно запланировано на 2009 г. Если исходить из штата сотрудников (от 101 до 250 человек), то, по предварительным подсчетам, средних предприятий в крае не так много (счет идет на сотни). В то же время есть компании, где штат невелик, но по оборотам они опережают даже крупные заводы и фабрики. В качестве примера можно привести предприятия, работающие в инновационной сфере или сырьевом секторе. По действующей классификации такие субъекты попадают в число малых или даже микропредприятий, что, на мой взгляд, не совсем корректно. Я считаю, что для отнесения предприятия к той или иной категории нужно учитывать и численность сотрудников, и финансовые показатели в комплексе. Этот вопрос требует тщательной проработки, и рассчитывать на быстрое решение не приходится.

- А региональные особенности? Как можно ставить в один ряд предприятия, пусть даже из одной сферы, если одно из них находится в Москве, а другое, скажем, в Уссурийске?

- Согласен, что такая дифференциация в российских условиях просто необходима. Кроме разделения предприятий на категории, это позволило бы более объективно оценить эффективность работы региональных властей в каждом субъекте РФ. Ведь ни для кого не секрет, что при прочих равных условиях в Москве гораздо больше возможностей для развития бизнеса, чем на периферии. Радует то, что сегодня об этом заговорили и в Минэкономразвитии, и в научных кругах. И я знаю, что во многих регионах ведется такая работа, но конкретные цифры называть пока рано.

- Нередки случаи, когда бизнес давно вырос из "малых штанишек", но продолжает использовать льготные схемы налогообложения, искусственно разделяя компанию на несколько юридических лиц или ИП. Есть ли методика совокупной оценки финансовых показателей аффилированных компаний, чтобы убрать существующие лазейки?

- Я считаю, что к этой проблеме нужно подходить по-другому: не ликвидировать лазейки, не ставить преграды, а создавать такие правовые условия, чтобы бизнес был заинтересован выйти из тени и работать в открытую. Иначе вопрос не решить: если государство закроет одну лазейку, бизнес вскоре найдет другую. Проходили. Законодательная база для предпринимательства в России еще слишком сырая, и на данном этапе главное - не воспринимать ее как догму, а постоянно дополнять и совершенствовать. Думаю, что в ближайшие годы можно ожидать серьезных сдвигов. Ставка НДС сегодня уже стала предметом обсуждения в Правительстве РФ, дискуссия затронула и другие налоговые платежи.

- Нам не раз приходилось слышать от экспертов, что в последние годы Приморскстат стал настоящим аналитическим центром. Это связывают с руководителем - с вами. Так ли это?

- Если в 90-е статистика была "в загоне", то в последнее время в России мы наблюдаем, как растет потребность в качественной и достоверной информации. Об этом можно судить хотя бы по росту количества посещений нашего сайта Primstat.ru - за полгода в десятки раз. Государство тоже стало уделять информации повышенное внимание. В прошлом году в нашей стране - впервые за 200 лет существования статистики - появился Закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ". Кроме того, принята федеральная целевая программа развития статистики, которая направлена на модернизацию и техническое перевооружение нашей службы. Программа предусматривает внедрение новых информационных технологий - это позволяет повысить производительность труда и освободить время для аналитической работы, переложив чисто технические операции на "плечи" современных компьютеров.

- Мы рады, что вы в Экспертном совете Бизнес-Премии. Объективности ради...