• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всех не реформируешь

Огонек. 3 марта 2014

Профессор ВШЭ Владимир Лексин о проблеме малых городов в России и стратегии их развития.

Россия — страна малых городов и поселков городского типа. Именно к ним относится большинство моногородов.

К их ликвидации или переселению части населения из них я отношусь довольно скептически. Есть аспект, на который мало кто обращает внимание: малые города являются центрами расселения, вокруг которых формируется сельская округа. В малых городах есть больницы, школы, иногда колледжи. Если моногорода начнут ликвидировать, то какая судьба ждет жителей населенных пунктов, находящихся рядом? Вопрос открытый.

Жизнь в типичном моногороде полугородская, полусельская. Люди привыкли выживать за счет дач и подсобных хозяйств. Между жителями уже установились внутренние социальные связи, но перебираться куда-то вместе, как это делали в свое время старообрядцы, они не будут.

При этом экономические трудности налицо: в моногородах мы наблюдаем падение производства, безработицу. Все это начало происходить не вчера, а после того, как социалистическая система хозяйствования осталась в прошлом. И если мы собираемся вкладывать деньги в моногород, чтобы сохранить его в прежнем виде, это тоже ошибка.

Как же спасти моногорода и их жителей? На то, чтобы решить проблему системным путем, денег не хватит, да этого и не нужно, так как каждый моногород уникален: один северный, другой южный, один в Центральной России, другой в Сибири. Мне кажется, что надо выбрать 10- 15 городов и опробовать различные модели их возвращения к жизни. На это, конечно, потребуется много лет: хозяйственную систему шахтерских городков американского востока видоизменяли в течение 30-40 лет и не всегда это оканчивалось успехом.

В нашем случае речь не идет об освоении западных рынков и конкуренции с мировыми фирмами, речь о насыщении местных рынков конкурентоспособной продукцией. Например, легкой и пищевой промышленности. В конкретном городе можно создать фабрику по пошиву одежды, освободить от налогов, местные жители с удовольствием пойдут туда работать. А продукцию реализовывать на местных рынках. У нас 140 млн готовых потребителей в стране, и если нет спроса, то в современной экономике его можно создать. Вот, например, город Гусь-Хрустальный Владимирской области. Раньше на местном хрустальном заводе выпускали доступные товары хорошего качества  различные светильники, колокольчики, которые раскупали пассажиры проходящих поездов. Теперь на этом предприятии работает лишь цех дорогой сувенирной продукции, спроса на дешевый хрусталь нет. А почему бы, например, не запустить рекламную кампанию, не раздать фужеры и вазы знаменитостям, которые бы их расхваливали? Конкретный город вполне можно преобразить, если заниматься этим долго, точечно и без кампанейщины.