• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В "Покровском квартале" смогут учиться все желающие

Ситибум. 30 мая 2014

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов — о том, зачем университету школы и детские сады

В Москве появился новый образовательный комплекс «Покровский квартал». Это семь школ, шесть детских садов и учебно-производственный комбинат, расположенные на территории, ограниченной Мясницкой улицей, Садовым кольцом, улицей Воронцово поле и Лубянским проездом. А еще все они находятся поблизости от 16 зданий Высшей школы экономики. «Покровский квартал» создан московским департаментом образования, но при активном участии ВШЭ. О том, зачем процветающий университет взял шефство над новым образовательным комплексом, Наталье Ивановой-Гладильщиковой рассказал ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов, вчера избранный председателем управляющего совета «Покровского квартала».

Ярослав Иванович, скажите честно: зачем «Вышке» нужен «Покровский квартал», это же лишняя головная боль? У вас и так 69 базовых школ и недавно созданный лицей.

Тут нет никакого двойного дна. По новому закону «Об образовании» вузы получили право заниматься общим образованием. В лицее учатся только ученики 10-11-х классов, а в «Покровском квартале» — дети всех возрастов. Между тем, в «Вышке» работают специалисты, которые знают, как должно проходить обучение и в начальной школе, и у семиклассников. Но «Вышка» сконцентрируется именно на старшей школе — именно здесь у нас уже накоплен значительный опыт. К слову, директора и многие сотрудники школ и детских садов комплекса прошли программу переподготовки в нашем Институте образования. Совместно была разработана концепция развития комплекса. В работу будут вовлечены близлежащие музеи и театры, где для учеников будут организованы мастерские.

Отечественная система образования работает как ракета Королева: ступени отваливаются и сгорают

Это попытка симбиоза университета и школы, как это принято в США. Американский университет — это культурный центр округа (в Штатах, правда, он еще и клинику имеет). То, что у нас получается, можно назвать социальной клиникой. Но действительно, это будет квартал Вышки, кроме нас тут других вузов и нет.

А это буквально квартал?

Это, конечно, несколько кварталов — центральная часть Басманного района. И здесь находятся основные адреса Высшей школы экономики.

Каким образом ваш университет будет курировать все эти школы?

С 1 сентября в новом учебном комплексе изменится старшая ступень. В ней будет реализовано профильное обучение по социально-гуманитарному профилю и естественно-математическому. По этим профилям будут созданы лицейские классы «Вышки». Туда пойдут лучшие учителя из семи объединившихся школ, плюс преподаватели нашего университета.

Преподаватели каких специальностей будут вести занятия?

«Вышка» имеет самые разные факультеты. Это будет и математика, и словесность, и computer science, и дизайн...

Ваша цель — найти талантливых детей?

Именно в данном случае мы вовсе не должны выявлять талантливых ребят. У «Вышки» есть для этого другие, более подходящие механизмы — лицей, олимпиады. А здесь мы будем иметь дело с ребятами, которые никуда из школы не уйдут: никого мы отбраковывать не будем. Мы будем заниматься с теми, кому это интересно и важно. Безотносительно к их способностям. Это — важнейшая социальная роль школы. Мы не имеем права сказать: ты к нам не ходи, потому что слабоват для нас. Это то, что выделяет гуманитарные системы образования, — европейские, американскую. Отечественная же система часто работает как ракета Королева: ступени отваливаются и сгорают. А спутник в итоге бибикает.

Или не бибикает.

Современная российская система элитарна и жестока. А в США, например, есть система, когда университет окормляет все, что находится вокруг него. И школы в том числе, причем не только элитарные. И мы тоже пытаемся это делать. У нас второй год идет проект «Университет, открытый городу». В парках, музеях десятки преподавателей «Вышки», абсолютно разных направлений — от радиоэлектроники до культурологии — бесплатно читают лекции. Так они самореализуются. И к ним идут люди: средняя посещаемость — 150 человек. Это возвращение к пониманию университетом своей социальной роли, выходящей за пределы науки и подготовки студентов.

А знаете, с чего это началось? У нас средняя зарплата преподавателя— за 100 тысяч рублей. Они не должны бегать по заработкам. Поэтому могут думать о своей социальной ответственности.

Если мы хотим повысить качество своей жизни, то должны заняться тем, что нас окружает

У нас, кстати, много и чисто волонтерской активности. Я уверен, что и вокруг «Покровского квартала» будут студенческие проекты. У нас в стране ведь очень мало волонтерства: всё из-под палки. И благотворительность из-под палки, потому что начальство разнарядку дало...

«Покровский квартал» ведь тоже можно назвать благотворительным проектом. «Вышка» уже достигла таких высот (и в смысле финансовых возможностей тоже), что имеет возможность заниматься самореализацией.

Мы давно имеем отлаженную систему отбора талантов (через олимпиады и ЕГЭ — снимаем его верхушку), так что нам не нужно эту задачу реализовывать. У нас бюджет 15 миллиардов рублей, причем в большой степени не от государства. Мы умеем зарабатывать.

На платных услугах?

На образовании, консалтинге, на исследованиях, проектах. Мы много чем зарабатываем. И поэтому относимся к проекту «Покровский квартал» так: вы можете подметать перед своим домом, и вокруг будет красиво и чисто, а можете не делать этого...

Вы действуете, как богатый американский университет, который считает своим долгом, чтобы вокруг тоже было хорошо и чисто.

И жители ожидают от него, что будет культурно: ведь рядом с ними университет.

Аналогов такому проекту в России нет?

Мне об этом неизвестно... Мы даже пока не понимаем, во что все это выльется. Мы начали заниматься этим где-то полтора года назад. Обернулись к Москве и поняли: если хотим повысить качество своей жизни, то должны заняться тем, что нас окружает.

А кстати, зачем вам в «Покровском квартале» детские сады?

Детские сады нужны прежде всего горожанам. У нас же есть Институт образования, а комплекс — это замечательная возможность для исследований процесса обучения и взросления. Тут могут глубоко работать социологи, психологи, методисты, экономисты образования. Главное, чтобы были люди, которым было бы в охоту заниматься чем-то новым.

Но если вернуться к школам «Покровского квартала», то все будут считать, что они — при Вышке.

Это не так. В эти школы будут автоматически зачислять всех, кто здесь живет. Может быть, здесь родятся новые формы российской благотворительности. Например, мы увидим ребенка из проблемной семьи, которому нужно помочь, и примем его в «Вышку» за наш счет. Этим ведь занимаются западные университеты.

У них вообще развита эта система: они отслеживают талантливых детей и потом предлагают им поступать в лучшие университеты.

Они доверяют своей школе. А мы не доверяем. Сейчас, например, я предложил ввести сочинение, которое бы оценивало знания и по литературе, и по русскому. Так, чтобы его проверяли централизованно, специально обученные анонимные эксперты, как это делается на ЕГЭ. Была создана рабочая группа Минобра. И они предложили модель, которую считаю лучше той, которую предложил я: писать сочинение в школе, а вузы могут по своему желанию засчитывать или не засчитывать его результаты в составе оценки за портфолио. Так вот, «Вышка» будет засчитывать. Это правильно, потому что это тоже первый шаг возвращения доверия к школе.