• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За все надо платить

Российская газета. 2014. № 6480. 12 сентября

Что мешает москвичам жить, как итальянцы и чехи?

Московский стандарт качества жизни должен быть максимально приближен к европейским реалиям. Об этом заявил в своей лекции на эту тему в библиотеке-читальне им. Тургенева ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

"Москва – это пятая часть экономики России. Средний доход москвича вдвое выше среднероссийского. Судя по этим показателям, москвичи должны жить по крайней мере так же, как итальянцы или чехи", – начал он.

Однако качество жизни в Москве намного ниже уровня этих европейских стран, причем практически по всем показателям – состоянию транспортной системы, качеству образования и медицины, чистоте воздуха и воды, актуальности спортивной и культурной инфраструктур города, доступности городской среды для инвалидов и прочее. Городские власти в последние годы сделали серьезный акцент на развитии транспортной инфраструктуры, ситуация с загруженностью городских улиц и движением общественного транспорта несколько улучшилась, но до окончательного решения проблемы еще далеко.

По словам лектора, ни один город мира не знает такой тесноты – 25 квадратных метров улично-дорожной сети на один зарегистрированный автомобиль.

"Мы не можем увеличить в 6 раз количество дорог в городе, и приятного для автомобилистов решения просто нет. Можно потратить триллионы рублей, построить циклопические развязки, испортить хайвеями внешний вид города, но это все равно не сделает Москву удобной для передвижения на автомобили", – пояснил он.

Новые дороги разгрузят только локальный участок и образуют пробку в другом месте. По мнению Кузьминова, уменьшить нагрузку на центр можно только введением платного въезда в центр для нерезидентов и установкой шлагбаумов во дворах.

Еще одно больное место города – отсутствие бюджетных магазинов в историческом центре города. Многие жители этих районов вынуждены ездить за продуктами в крупные недорогие супермаркеты.

"Рынок городской аренды необходимо регулировать, сдавать помещения под бюджетный магазин по арендной ставке втрое ниже стандартной или субсидировать их. Нужно добиться того, чтобы в радиусе 500 метров от любого дома в центре был открыт магазин эконом-класса", – отметил Кузьминов.

Что касается образования, то проблемы, по мнению Кузьминова, начинаются уже с яслей и заканчиваются вузами. Если расширить доступность яслей и добавить хотя бы 200 тысяч дополнительных мест, то это поможет решить проблему недостатка рабочих сил за счет молодых мам, которые хотят работать. "Слабые школы" нужно преобразовывать путем их укрупнения, что Москва собственно и делает в последние годы. А вузы, выпускники которых не востребованы, стоит реформировать по примеру Европы.

"Общество твердо уверено, что высшее образование – социально обязательная вещь. Однако у нас просто физически нет возможности обеспечить работой всех выпускников всех вузов Москвы".

Ярослав Кузьминов считает, что невостребованные работодателями учебные заведения лучше заменить на чрезвычайно распространенные в Европе "институты прикладных наук", где в течение двух лет студенты учатся по общей университетской образовательной программе, а затем год практикуются и получают диплом прикладного бакалавра. Таким образом, молодые образованные люди покидают высшее учебное заведение, имея актуальную и востребованную специальность, что в потенциале позволит им быстро встать на ноги и стать полноценными членами общества.