• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: Экзамен должен выявлять талант

Metro. 10 сентября 2014

Ректор Высшей школы экономики рассказал Metro, как, по его мнению, должен выглядеть Единый государственный экзамен, чтобы выпускник школы его не боялся и мог выбрать вуз по себе

Правила проведения ЕГЭ в этом году ужесточили, списать было почти невозможно. Как это отразилось на качестве абитуриентов 2014 года?

На нас это не отразилось. К нам в вуз всегда приходят с оценкой не ниже 80–85. Те, кто списывает на экзаменах, к нам не приходят – понимают, что не справятся. Обычно из тех, кто поступил, 10–15% отсеиваются, но это люди, которые не смогли себя организовать в новой студенческой жизни.

Требования к ЕГЭ нужно ужесточить или наоборот ослабить?

Требования нужно модифицировать. Они не соответствуют задаче выявления талантов. Мне кажется, что можно было бы сделать два варианта экзамена, из которых одиннадцатиклассники могли бы выбирать. Один вариант – попроще. Если его сдал, то это оценка «4», и ты можешь поступать в базовые вузы. Второй вариант для тех, кто собирается в ведущие вузы страны. Это экзамен сложнее. Нужно написать экзаменационную работу. Без тестов. Чтобы не отвлекаться на бессмысленную зубрёжку, которой очень много в школах.

В современных условиях что посоветуете делать, чтобы поступить в хороший вуз и не разочароваться потом в выбранной профессии?

Во-первых, посоветую реально учиться, а не натаскиваться на ЕГЭ. Потому что человек с системными знаниями справится с любыми вариантами задания по программе, а фрагментарные знания «под тесты» подводят. Выбор специальности – глубоко личное дело. Но вот что я могу посоветовать всем: не нужно гнаться за названием специальности. Если вы получите диплом, в котором написано «экономист» или «юрист», но выдал его слабый вуз, где студенты делают вид, что учатся, а преподаватели – что учат, то интересной и хорошо оплачиваемой работы у вас не будет. Нужно ставить себе задачу поступить в «трудный» вуз, где придётся всерьёз вкалывать, чтобы получить диплом.

Вы баллотируетесь в депутаты Мосгордумы. Если вас изберут, вы наверняка будете заниматься вопросами образования. Какие проблемы вы видите?

В Москве в последние годы не росло, а в некоторых районах и сокращалось, число ясельных групп в детских садах. Если я стану депутатом, буду решать вопрос об увеличении числа ясельных групп.

В школьном образовании остро стоит вопрос слабых школ. Московское правительство поддерживает сильные, лучшие школы получают дополнительные гранты. А вот слабые варятся в собственном соку, а в итоге штампуют троечников. Это несправедливо по отношению к детям. Проблему может решить участие вузов в жизни школ: методическая помощь, преподаватели высокого класса, помощь в создании «профилей» в старшей школе.