• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегия-2020 нашла главных корректоров в ВШЭ, АНХ, правительстве и на экспертном рынке

КоммерсантЪ. 31 января 2011

Белый дом опубликовал список руководителей 21 группы экспертов, которые до конца 2011 года сформируют для правительства материалы для коррекции стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года. Каждая группа будет иметь двух руководителей, в целом же экспертное сообщество под обсуждение нового плана-2020 будут в равной степени формировать четыре силы - ГУ-ВШЭ, АНХ и ИЭП имени Гайдара, государственные эксперты и относительно самостоятельные экспертные группы.

Правительство опубликовало на своем сайте в пятницу перечень экспертных групп по подготовке предложений относительно актуальных проблем социально-экономической стратегии России на период до 2020 года и их руководителей. Речь идет о рабочих группах, которые будут заниматься подготовкой к актуализации стратегии-2020, принятой Белым домом в ноябре 2008 года (см. "Ъ" от 21 января). По данным "Ъ", документ должен был быть подписан первым вице-премьером Игорем Шуваловым после утверждения его премьер-министром Владимиром Путиным еще неделю назад, но формирование экспертных групп немного затянулось.

Идея коррекции стратегии-2020 была принята правительством после того, как ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и руководитель Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау обратились в Белый дом с совместным предложением актуализовать документ правительства. Ключевые изменения, которые предлагается внести в стратегию-2020, - ее расширение за счет определения вариантов развития событий при том или ином варианте проведения экономической политики в отдельных направлениях, а также определение цены вопроса в самых разных измерениях, от социального до объема требуемых инвестиций. Основные проблемы стратегии-2020, являющейся, по сути, продуктом работы Центра стратегических разработок с 2000 по 2006 год и Минэкономики, - ее инвариантность и определение почти без нюансов небольшого множества траекторий развития. Наконец, стратегия-2020 в ее нынешнем виде - это скорее продукт правительственного нормотворчества, тогда как идея руководителей ВШЭ и АНХ - независимое экспертное обсуждение отдельных аспектов развития экономики и общества в РФ.

Будущий плюрализм в дискуссии виден даже на примере списка руководителей групп и самих групп по их тематикам: определено 21 направление, по которым будут создаваться коллективы экспертов для обсуждения, во главе каждой группы - по два руководителя. Абсолютно независимых от государства в том или ином виде экспертных сообществ, представленных в списке (полностью см. на сайте "Ъ"), немного, впрочем, идея переместить обсуждение новой стратегии-2020 в университетско-научную среду выполняется в списках весьма последовательно. Так, представителей инициировавших проект ВШЭ и АНХ в списке примерно поровну: напрямую аффилированных с ГУ ВШЭ глав групп - 11, АНХ, поглощаемая им РАГС, а также Институт экономической политики имени Егора Гайдара - 9. 11 мест в группах имеют эксперты, работающие в структурах правительства, госкорпорациях или структурах РАН. Наконец, оставшиеся 11 мест достались формально не принадлежащим к трем группам экспертам, от представителей МГУ до МДМ-банка. Так или иначе, первая задача проекта выполнена: все руководители групп известны в РФ именно как эксперты с самостоятельным мнением и лишь во вторую очередь как лица, в той или иной мере аффилированные с государством.

Экспертные группы по "Стратегии-2020" и их руководители

Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности
Е. Г. Ясиннаучный руководитель национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
В.А. Мауректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики
С. Г. Синельников-Мурылевректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России
Е. Т. Гурвичруководитель экономической экспертной группы
Реформа пенсионной системы
Т. М. Малевадиректор Независимого института социальной политики
К. В. Юдаевадиректор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России
Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства
А. А. Яковлевдиректор Института исследования предприятий и рынков национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
А. Д. Радыгиндекан экономического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе
Л. М. Гохбергпервый проректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
И. Р. Агамирзянгенеральный директор ОАО "Российская венчурная компания"
Налоговая политика
А. С. Галушкапрезидент общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
С. М. Дробышевскийруководитель научного направления Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
Я. И. Кузьминовректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
А. Е. Волковректор московской школы управления "Сколково"
Новая школа
И. Д. Фруминнаучный руководитель Института развития образования национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
А. Г. Каспржакректор Московской школы экономических и социальных наук
Сокращение неравенства и преодоление бедности
В. С. Назаровзаведующий лабораторией Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
П. М. Козыревапервый заместитель директора Института социологии Российской академии наук
Развитие финансового и банковского сектора
Г. О. Грефпрезидент—председатель правления ОАО "Сбербанк России"
О. В. Вьюгинпредседатель совета директоров ОАО "МДМ-банк"
Здоровье и среда обитания человека
Л. И. Якобсонпервый проректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
С. В. Шишкинруководитель Института экономики здравоохранения национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика
И. В. Стародубровскаяруководитель научного направления Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
В. Л. Глазычев заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, член Общественной палаты России
Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы
А. Т. Шамринпервый проректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
И. А. Соколовруководитель научного направления Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом
А. В. Клименкопроректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
А. А. Аузанзаведующий кафедрой Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Управление государственной собственностью и приватизация
Ю. В. Симачевзаместитель директора Межведомственного аналитического центра
А. Д. Радыгиндекан экономического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Развитие общественных институтов
Е. А. Тополева-Солдуновадиректор автономной некоммерческой организации "Агентство социальной информации"
М. А. Федотовсоветник президента Российской Федерации
Реформа бюджетного сектора в экономике
Т. Л. Клячкодиректор центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Б. Л. Рудникпроректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Реформа естественных монополий
Ю. З. Саакянгенеральный директор Института проблем естественных монополий
Ю. А. Удальцовдиректор ГК "Роснанотех" по инновационному развитию
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
О. К. Дергуновачлен правления Внешторгбанка России
М. Я. Блинкиннаучный руководитель Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства
Международная позиция России: экономические ориентиры
П. А. Кадочниковпроректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России
А. А. Дынкиндиректор Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук
Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве
Т. Д. Валоваядиректор департамента правительства Российской Федерации
А. Н. Спартакдиректор ОАО ВНИКИ