• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цена закона «Об образовании»

РБК daily. 16 февраля 2011

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина размышляет о реформах в сфере образования.

Необходимость принятия нового закона об образовании была очевидна всем экспертам. Если говорить о высшем образовании, то действующее в настоящее время правовое регулирование в этой сфере характеризуется противоречивостью ряда норм, наличием пробелов и необоснованных ограничений. При декларативности многих законодательных норм детальное регулирование осуществляется подзаконными правительственными и ведомственными актами, которые нередко бессистемны и фрагментарны.

Существенно изменились и внешние условия - принципы финансирования социальной сферы, закрепленные новой редакцией Бюджетного кодекса и законом о совершенствовании правового статуса бюджетных учреждений, законы о целевом капитале, о праве вузов создавать при себе коммерческие предприятия и фирмы, вкладывая в них интеллектуальную собственность, и т.д. Все это вызвало необходимость разработки интегрированного акта, регулирующего сферу образования.

В новом законопроекте одним из спорных моментов является исключение из уровней образования (образовательных цензов) начального профессионального образования. Вместо этого вводится двухуровневое среднее профессиональное образование, в рамках которого будут реализовываться подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена.

Очень много споров вызывают вопросы закрепления в законе гарантий по оплате труда педагогов. Эти нормы регулируются ТК, но многие педагоги отстаивают право закрепления перед ними обязательств по оплате труда непосредственно в законе "Об образовании". Это один из ключевых моментов, и от его решения зависит не только социальный, но и профессиональный статус педагога.

Готово ли сегодня общество инвестировать в педагогов? Этот вопрос пока не решен в законопроекте. Все понимают цену его решения, речь идет о сотнях миллиардов рублей - есть ли такие средства у Федерации, у регионов, у муниципалитетов? Многие справедливо считают, что только Федерации под силу решение этого вопроса, слишком разная ситуация в регионах, а о муниципалитетах и говорить не приходится: разница в финансировании образования различается на порядок.

Еще одним спорным моментом является признание принципа равного доступа к бюджетным ресурсам учебных заведений всех форм собственности. В настоящее время из бюджета финансируются, как правило, только государственные и муниципальные учреждения, а частные учебные заведения не получают бюджетных средств. Руководители государственных учебных заведений с настороженностью относятся к принципам равной конкуренции за бюджет в зависимости от качества программ, опасаются еще более широкого распространения некачественного образования (фактически это продажа дипломов), да еще за бюджетные деньги. Эти риски вполне обоснованны. Поэтому в законопроекте предусмотрены нормы, устанавливающие заслон псевдообразованию, обязывающие учебные заведения представлять публичную отчетность.

Впервые на законодательном уровне урегулированы особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающих возможность осуществления инклюзивного образования.

Также впервые на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Законопроектом расширен круг лиц, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа необразовательных организаций к образовательной деятельности. В частности, предусматривается, что научные организации, в том числе коммерческие, могут осуществлять образовательную деятельность по программам, установленным законопроектом, и программам профессиональной подготовки. Кроме того, выделена отдельная статья, посвященная регламентации индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Важнейшее значение имеет реформирование системы признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах. Существующие в настоящее время в России правила признания иностранных документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях не соответствуют задачам модернизации и являются серьезным препятствием для привлечения в нашу страну высококвалифицированных специалистов.

С экономической точки зрения заслуживающим одобрения нововведением законопроекта представляется определение принципов бюджетного финансирования разных подсистем образования. В частности, установление зависимости финансового обеспечения бесплатного высшего образования от качества подготовки абитуриентов предполагает более ответственное отношение обучающихся к получению общего образования, развитие конкуренции между вузами за привлечение наиболее способных выпускников школ и совершенствование принципов конкурсного отбора в высшие учебные заведения.

Безусловно, законопроект нуждается в доработке, в углублении ряда положений для преодоления декларативности. Часть новаций законопроекта пока не получила общественной поддержки, и нужно найти решения, которые обеспечили бы общественное согласие по спорным вопросам. Общественное и профессиональное обсуждение заканчивается. Необходимо подводить итоги, вносить изменения, согласовывать изменения между собой, чтобы они не противоречили друг другу.

Одну из самых серьезных проблем представляет обоснование "стоимости" нового законопроекта: готово ли общество инвестировать в развитие системы образования все то, что заложено в законопроекте, предложено в ходе обсуждения, или мы вновь создадим систему "нефинансируемых мандатов"? Пока баланс не найден. Закон может законсервировать образование в его нынешнем положении, а может создать стимулы для развития.