• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гуманитарий превращается

Ведомости. 10 марта 2011

Директор по работе с партнерами НИУ ВШЭ Татьяна Дубова о дисбалансе между спросом и предложением на рынке труда.

Вице-премьер Александр Жуков высказал обеспокоенность тем, что люди, получающие образование в области экономики и управления, а также гуманитарии чаще других оказываются нетрудоустроенными. По данным правительства, в ближайшем будущем оказаться не у дел может 27,6% экономистов и менеджеров и 17,6% гуманитариев

На рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением и никак не контролируется внебюджетный прием на невостребованные специальности, возмутился Жуков. Человек, помогавший вице-премьеру готовить доклад, пояснил, что использовал данные Министерства образования.

В пресс-службе ведомства посоветовали ознакомиться с документами на сайте, в которых можно найти информацию о «контрольных цифрах приема граждан» (количестве бюджетных мест в вузах) на 2011 г. и о том, по каким «невостребованным» специальностям в 2010 г. регионы сокращали набор. Упомянутые направления оказались непопулярными сразу в нескольких субъектах — в Новосибирской, Омской, Оренбургской, Свердловской и Новгородской областях, а также Республике Чувашии, Карачаево-Черкесской республике и Ставропольском крае. Как следует из документов, в своем анализе министерство ориентируется прежде всего на данные служб занятости регионов. Так, например, оно выяснило, что из 21 273 человек, получивших высшее образование в России и прошедших стажировку в 2009 г., трудоустроилось всего 42,5%. В одной из справок министерства говорится, что за пять лет количество бюджетных мест в «Гуманитарных науках» было сокращено на 30,6%, в «Образовании и педагогике» — на 35,7% и в «Экономике и управлении» — на 51,5%. В 2011 г. вузы продолжат сокращать набор по этим направлениям: на 7400, 2400 и 3800 мест соответственно. Однако «Ведомостям» не удалось найти объяснения тому, каким образом правительство спрогнозировало цифры 27,6 и 17,6%: в материалах Минобрнауки, доступных в интернете, об этом ничего не говорится.

Недосчитались

Невозможно не только с точностью до десятых долей процента, но и до единиц процентов проводить такие оценки, убежден Алексей Чаплыгин, руководитель проектов независимого рейтингового агентства в сфере образования «Рейтор». Оценивать можно только с точностью до 5-10%, поясняет он. Практика ссылаться на данные городских служб занятости тоже не самая эффективная, отмечает эксперт: многие выпускники не встают на учет принципиально. «Если анализировать статистику сетевых рекрутеров, то получается, что ищут работу по профилю полученной специальности не более 10% выпускников, но это не значит, что они безработные, — просто работают не по профилю, но определить точность этого крайне трудно», — объясняет Чаплыгин. По его мнению, организовать мониторинг трудоустройства молодых специалистов можно лишь на основе активной деятельности сообществ выпускников. Но вузы, в которых организована системная работа по отслеживанию карьерных траекторий людей, можно пересчитать по пальцам, признает Чаплыгин.

«Биржи труда могут дать лишь отдельный срез — выпускники каких вузов чаще других встают на учет», — делится Татьяна Дубова, директор по работе с партнерами НИУ ВШЭ. Для более полной информации вузы должны вести каждодневную рутинную работу, отмечает она.

«Мы обновляем информацию в базе данных о выпускниках, которая насчитывает сейчас 1200 человек, разными способами», — делится опытом Светлана Волкова, директор центра развития Российской экономической школы (РЭШ). Во-первых, на сайте РЭШ висит анкета, которую заполняют выпускники, если у них произошли какие-то изменения, поясняет она. Во-вторых, школа проводит тематические опросы, в частности опрос по зарплатам и карьерным ожиданиям. «Плюс ко всему мы время от времени организуем телефонный обзвон, привлекая для этой работы студентов во время летних каникул», — рассказывает Волкова. НИУ ВШЭ не так давно тоже занялся подобной работой: сейчас в базе ВШЭ собраны все выпуски начиная с 2008 г. «А собрать контакты нужно начиная с 1995 г., — отмечает Дубова. — Делать это сложно, причем непонимание может возникать как со стороны факультетов, так и со стороны самих выпускников, которые часто задают вопрос: а зачем вам это нужно?»

Из биологов в аудиторы

Избыточных профессий нет, полагает Чаплыгин: если говорить о соотношении вакансий и резюме, то, естественно, соискателей оказывается больше, чем работодателей. «Большинство претендентов заняты, просто ищут более интересных условий», — поясняет эксперт. Есть и другая проблема, обращает внимание он: число незанятых офисных мест стремительно сокращается, а новых после 2007 г. бизнесом почти не создавалось. «Выпускники, получившие социально-гуманитарное образование, и большинство технарей пытаются искать именно офисные рабочие места», — говорит Чаплыгин, поясняя, что офисные места — это сфера банковских и финансово-инвестиционных услуг, торговля (без учета продавцов в торговых залах), управление в производственных компаниях, а также работа в федеральных и региональных органах власти. «Многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности, потому что их ничему не научили», — говорит Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. В 4% вакансий на hh.ru работодатели указывают предпочтения по вузам, отмечает он. Наиболее популярен МГУ, особенно при найме специалистов в финансовой сфере, бухгалтерии и информационных технологиях. На втором месте МГТУ им. Баумана, и на третьем МИФИ. По словам Вировца, для выпускника среднего вуза жизненные перспективы зависят от его личной активности и трудолюбия, а также от социальных контактов, которые есть у него или его родителей. Филиалы известных вузов большинство работодателей воспринимают на уровне вузов второго-третьего эшелона, отмечает он.

«По нашей статистике, более 80% выпускников работают по специальности, полученной в РЭШ», — говорит Волкова. «Сейчас люди не получают образование на всю жизнь, как раньше, и в том, что некоторые из них работают не по специальности, нет ничего страшного», — рассуждает Дубова из НИУ ВШЭ. «Когда мы устраивали в одну крупную международную аудиторскую компанию своих выпускников магистратуры, а большинство из них закончили до этого МИФИ и МФТИ, нам сказали, что предпочтение будет отдаваться кандидатам не старше 24 лет, — вспоминает она. — На вопрос, а как же образование, нам ответили: по опыту компании успешные аудиторы получаются из биологов и филологов, так как эти специалисты лучше других умеют систематизировать информацию».