• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто виноват в росте цен на продукты?

Finam.ru. 21 марта 2011

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович о законе о торговле.

Цены на продукты упрямо ползут вверх. Кто виноват в том, что еда дорожает?

Как и прогнозировалось, рост цен на продукцию в первые месяцы 2011 года только набирал оброты. Только по итогам января рост цен достиг 2,4%, а всего с начала года инфляция набрала 3,5%; продолжился рост цен на гречку, яйца и пшено, вместе с тем дешевели картофель и сахар, сообщает Росстат.

В I квартале 2011 г. предприятия розничной торговли, "умело" оперируя политикой ценообразования, продолжали отстаивать свои интересы и пытались решать накопившиеся проблемы за счет увеличения цен. Согласно опросу Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, ритейлеры собираются и дальше ускорять "ценовое ралли". 

Основная же проблема, которую собирается за счет потребителя "решать" торговый бизнес - это увеличение единого социального налога с 1 января 2011 года. По результатам опроса, 55% бизнесменов, занятых в розничной торговле, в начале года назвали высокие налоги основным отрицательным фактором, воздействующим на их деятельность.

Однако директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что не нужно "обвинять только ритейлеров в асоциальном поведении и призывать соответствующие органы к более жесткому применению статей Федерального Закона о торговле, регламентирующих ценовую политику отрасли". Почему? Во-первых, Закон о торговле распространяется на торговые организации и практически никакого влияния не имеет на поставщиков товаров для розничных сетей, которые в своих прайс–листах предлагают товары по новым завышенным ценам и в большинстве случаев вынуждая ритейлеров брать их на реализацию.

Во–вторых, в I квартале подняли расценки организации в том числе и государственные, обеспечивающие жизнедеятельность торговых фирм. В частности, это относится к ЖКХ и транспортным предприятиям, включая РЖД. С начала года усилилось давление на бизнес со стороны государства в виде роста налоговой составляющей. При этом никуда не делись административные проверки и другие бюрократические препоны.

Чтобы минимизировать расходы, связанные с перечисленными факторами и обеспечить приемлемый уровень рентабельности не забывая при этом о своем финансовом интересе, руководители розничных фирм идут на повышение цен реализации, что в итоге ложится тяжелым бременем на конечного потребителя– население.

Так что винить в росте цен можно с тем же успехом и государство с его бюрократическим и фискальным аппаратом и "дырами" в законодательстве, и поставщиков, безнаказанно манипулирующих ценами. Кроме того, нельзя забывать, что тенденция роста цен - общемировая. Россия является частью мировой экономической системы и частично зависит от импорта, поэтому вынуждена следовать общемировым тенденциям.