• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Принуждение к инновациям в России не сработает

РБК daily. 23 марта 2011

России нужно уйти от «принуждения к инновациям» в сторону системной интеграции, уверен профессор ВШЭ Владимир Зуев.

России нужно уйти от «принуждения к инновациям» в сторону системной интеграции, активно привлекая иностранные деньги и специалистов. Чтобы это произошло, нужно присоединиться к ВТО, ОЭСР, укрепить позиции в «большой восьмерке» и ЕС, уверены реаниматоры Стратегии-2020. Предвыборный год — самое подходящее для этого время, считают эксперты.

До 2007 года Россия по уровню ВВП на душу населения и производительности труда отставала от ведущих развитых стран на 50—70 лет. В кризис отставание усугубилось еще больше. Россия до сих пор не является ни членом ВТО, ни ОЭСР, не стала полноценным членом G8, а в G20 фактически играет роль пассивного наблюдателя, считают члены экспертной группы «Международная позиция России: экономические ориентиры». Исходя из этих «начальных данных» в ближайшие годы у России может быть три пути позиционирования на международной арене.

Первый ориентируется на традиционные отрасли конкурентных преимуществ (ресурсные и отрасли низких переделов). Они развиваются за счет роста мирового спроса в посткризисный период и обеспечивают импульсы развития несырьевого сектора через расширение внутреннего спроса.

Второй путь характеризуется опережающим развитием несырьевых отраслей с «опорой на внутренние силы». В нем большую роль играет назначение правительством приоритетных отраслей в качестве локомотивов роста, усиление роли государства в экономике, принуждение бизнеса к инновациям и форсированное стимулирование импортозамещения.

Третий предполагает экономический рост на основе системной интеграции в механизмы мировой экономики. Ключевыми механизмами в его осуществлении являются комплексная поддержка конкурентоспособных на мировом рынке несырьевых компаний, активное привлечение инвестиций, технологий и зарубежных «умов».

По мнению реаниматоров Стратегии-2020, в последние годы усилились признаки, свидетельствующие о выборе второго варианта. «Однако на сегодняшний день нет ни одной страны мира, которая бы успешно решала задачи развития на его основе», — предостерегают они. Весь мировой опыт говорит о необходимости развития по третьему сценарию, солидарен профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Владимир Зуев. К тому же о готовности следовать принципам увеличения открытости с другими странами заявляют на самом высоком уровне.

«Скорее всего в этом году будут приняты все основные решения, а в следующем мы сможем перейти на третий сценарий», — оптимистичен г-н Зуев. Предвыборный год — прекрасное время для преобразований, направленных на защиту широких масс, добавляет он. К тому же председательство России в АТЭС дает шанс пролоббировать некоторые выгодные для страны проекты. «При наличии проработанных предложений это достижимо», — поясняет исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько.

Чтобы Россия выглядела достойно на мировом рынке, ВВП до 2020 года должен расти не менее чем на 4% в год (с выходом на уровень не менее 4140 млрд долл. по паритету покупательной способности к 2020 году). На душу населения по покупательной способности ВВП должен увеличиться в 1,5 раза (до 30 тыс. долл.) за десять лет. Чтобы перестать отставать по «инновационной составляющей», уровень затрат на НИОКР необходимо повысить до 1,5% ВВП.

Приоритетами, без которых третий сценарий труднореализуем, эксперты называют долгожданное вступление в ВТО и ОЭСР. В G8 России необходимо добиться полноправного участия во всех механизмах. Однако здесь эксперты оптимизмом не блещут. «Вопрос о вступлении в ВТО мне задают последние лет пятнадцать. Из них последние лет десять с предположением, что вступим в «этом году», — скептичен г-н Приходько. Что же касается «большой восьмерки», то полноправными членами в обозримом будущем мы тоже вряд ли сможем стать, прогнозирует он.

Для укрепления позиций в мировом сообществе не менее важно построить многоуровневую систему интеграции на пространстве СНГ, а с ЕС заключить новое соглашение, уверены реаниматоры Стратегии-2020. «Сейчас соглашение с ЕС носит рамочный, ни к чему не обязывающий характер. Хотелось бы заключить более детальное соглашение», — поясняет г-н Приходько.