• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Барабашев: российской госслужбе нужны магистры

РИА Новости. 15 апреля 2011

О проблеме подготовки госслужащих для России рассказывает декан факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Алексей Барабашев.

Подготовка  госслужащих для России  еще в стадии становления, и особенно это касается специалистов в различных областях госуправления. Можем ли мы что-то взять из зарубежного опыта? О проблеме в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Алексей Барабашев.

— Алексей Георгиевич, в чем отличия подготовки госслужащих в США и Западной Европе по сравнению с тем, как это происходит в России?

— Одно из наиболее принципиальных различий — соотношение магистров и бакалавров. Для лучших факультетов госуправления России на 10 студентов специалитета (в будущем — бакалавриата) приходится 1 студент магистратуры, притом, что количество магистерских программ по госуправлению растет. В США и Западной Европе это соотношение обратное: 1  бакалавр — 4  магистра. Причина ясна: нужны не столько "просто госслужащие" с синтетическими знаниями, сколько профессионалы в конкретных областях управления — правовой, экономической, социальной… Это должны быть люди, разбирающиеся в специфике госслужбы: знающие правовые нормы, технологии управления, государственные финансы, документооборот, работу с кадрами аппарата. В странах, где образование в области госслужбы развито хорошо, большинство госслужащих сначала получают диплом бакалавра по конкретному направлению подготовки, возможно — работают по специальности на младших должностях, затем, чтобы занять более высокие позиции, учатся по магистерской программе публичного управления. Лишь часть бакалавров, поступающих в такую магистратуру, имеет диплом бакалавра госуправления. Поэтому магистратура по госуправлению объемнее бакалавриата.

Второе важное отличие — разнообразие магистерских программ в области госуправления. За рубежом существуют отдельные программы по управлению рядом областей (например, здравоохранением). Кроме "практико-управленческих" программ есть аналитические, с сильной математической составляющей. У нас такое начинает появляться только сейчас — в этом году в НИУ ВШЭ стартовала магистерская программа по управлению в области здравоохранения, первая в России, насколько мне известно.

— Почему у нас все иначе? Это связано со спецификой нашей госслужбы?

— С проблемами нашего образования. Обилие бакалавров — следствие длительной практики специалитета. Заменить программы подготовки специалистов бакалаврскими, оставив набор дисциплин и численность студентов прежними, не удастся. А подготовить магистра сложнее, чем специалиста. Нужны профессора с опытом, как практической работы, так и научной деятельности, интерактивные формы обучения.

То же самое с разнообразием магистерских программ. Подготовка аналитиков потребует преподавателей с хорошим знанием математических методов, умения работать со статистикой, знания специфики областей госуправления. Сейчас таких преподавателей мало. Я надеюсь создать у нас подобные программы, но это будет капля в море. А специалисты подобного плана нужны уже сейчас.

— Как можно преодолеть ситуацию?

— Нужно налаживать международное сотрудничество, подготавливая и отечественные преподавательские кадры. Надо заключать соглашения об обмене студентами, создавать программы двойных дипломов, вести активный обмен преподавателями. Зарубежные коллеги готовы к сотрудничеству: у нас имеется совместная магистерская программа с Бирмингемским университетом, в следующем учебном году открываются еще две магистерские программы "двух дипломов": с британскими и французскими университетами. И если программа по госуправлению с университетом Бирмингема как лидером британского рейтинга в области госуправления требует серьезной дополнительной платы со стороны магистрантов, то программа с университетом Лондон Метрополитен будет намного экономнее за счет валидации части наших курсов зарубежным партнером. Бесплатно — естественно, по конкурсу можно будет учиться на программах двух дипломов по госуправлению и управлению в сфере здравоохранения с университетом имени Поля Сезана Экс-Марсель III.

Перспективным мне представляется сотрудничество между факультетами, совместные проекты с экономистами, юристами, математиками, менеджерами, психологами, социологами, политологами.

— Госслужба в Великобритании, США и даже во Франции и Китае отличается от российской. Не окажутся ли участники зарубежных программ оторванными от российских реалий?

—  Сейчас идет процесс унификации госуправления. Бюрократы, равно как и преподаватели госуправления разных стран, все больше говорят на одном "языке" сходных стандартов принятия управленческих решений. Развитие российского образования в области госуправления на самом деле мало отличается от "западного" — просто отстает от него лет на тридцать. Сейчас, наконец, принят отдельный федеральный стандарт бакалавриата для госуправления. Это важная веха в развитии нашей системы образования в области госуправления, и за ней обязательно со временем  последуют качественные перемены в госаппарате.