• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опять 26

Московские новости. 27 апреля 2011

Директор института "Центр развития" ВШЭ Наталья Акиндинова о предполагаемом снижении максимальной ставки соцвзносов.

Снижение ставки соцвзносов одновременно с повышением порога, с которого они уплачиваются, сильнее всего ударит по государственным и квазигосударственным корпорациям и банкам. Это не самые эффективные инвесторы. А значит, перераспределение налоговой нагрузки может ускорить экономический рост.

Некоторое время назад президент Дмитрий Медведев сделал сенсационное заявление о возможном снижении максимальной ставки социальных взносов с фонда оплаты труда с нынешних 34 до 26%. При этом он намекнул: вероятно, это будет сделано одновременно с отменой порога зарплаты, с которой взимаются взносы (в 2011 году - 463 тыс. руб.). В прошлом году сомнения в целесообразности повышения ставки до 34% выражали не только предприниматели, но и Минфин, который опасался, что повышение ставки не вызовет адекватного увеличения налоговых сборов.

Если сократить максимальную ставку соцвзносов до 26%, не меняя при этом порогового уровня облагаемой зарплаты, то выигрыш бизнеса (и потери бюджетов социальных фондов) составит, по нашим расчетам, 766 млрд руб. При этом если снижение будет происходить в той же пропорции, в какой годом ранее производилось повышение ставок, потери Пенсионного фонда составят 575 млрд руб. Система медстрахования потеряет 191 млрд рублей.

Однако больших потерь бюджета можно избежать, если, например, совместить снижение ставок с отменой порога или его повышением до уровня 1-1,5 млн руб. (такое предложение озвучил Минфин). Поскольку на зарплаты, превышающие 1,5 млн, приходится не более 1% всех зарплат в стране, такой порог будет почти эквивалентен плоской шкале - 26%. В то время как по действующим правилам все зарплаты до 38,5 тыс. руб. в месяц облагаются по максимальной ставке 34%, для зарплат в 50 тыс. руб. в месяц эффективная ставка снижается до тех же 26%, а при 100 тыс. руб. в месяц - до 13%.

Однако, будучи почти нейтральным для бюджета, переход к плоской (или почти плоской) шкале социальных отчислений будет отнюдь не нейтральным для экономики. Сейчас наличие порога налогообложения на уровне 463 тыс. руб. в год дает большие льготы для секторов с высоким уровнем средней зарплаты, прежде всего для сырьевого сектора, инфраструктурных монополий и финансовой сферы.

Структура российской экономики сейчас такова, что перечисленные сектора более чем наполовину представлены государственными или квазигосударственными корпорациями и банками, как правило, еще и монополистами в своих сферах. Этому неизбежно сопутствуют раздутые издержки и низкая эффективность инвестиций. При этом предприятия частного сектора, работающие в конкурентной среде, где средний уровень зарплат существенно ниже, а эффективность инвестиций выше, платят "по полной".

Таким образом, при снижении ставки одновременно с увеличением порога деньги вернутся к более эффективным предприятиям за счет менее эффективных. Это будет способствовать общему повышению эффективности и ускорению экономического роста. При этом каждый дополнительный процентный пункт роста ВВП в 2012 году, по нашей оценке, принесет бюджету еще 130-140 млрд руб. дополнительных доходов.

При умеренных номинальных ставках налогов больше перспектив имеют попытки улучшения налогового администрирования. Согласно недавнему заявлению главы Росстата Александра Суринова, в теневом секторе экономики занято 13 млн человек. Если бы и за них уплачивались взносы в социальные фонды по ставке 26% из расчета средней зарплаты по экономике, бюджет получил бы дополнительно около 820 млрд руб. Очевидно, в экономике есть ресурсы, которые могут компенсировать бюджету потери от возврата налоговых ставок к уровням, не угнетающим деловую активность добросовестных налогоплательщиков.

К сожалению, наш премьер, в отличие от президента, похоже, так не считает. И в своем ежегодном выступлении в Госдуме на прошлой неделе тему снижения социальных отчислений он так и не затронул.