• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Народ не поймет, если мы переделаем вузы в ПТУ

Деловой квартал (Екатеринбург). 2011. № 16. 10 мая

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов о перепрофилировании вузов в ПТУ.

Говорят, что половину вузов нужно закрыть за ненадобностью или перепрофилировать в ПТУ. Основания для таких заявлений есть.

По числу обученных специалистов у нас самое мощное высшее образование в мире. 57% людей в возрастной категории 25-35 лет имеют диплом вуза. Это уровень, соответствующий Канаде и Японии, а США и Западную Европу мы давно обогнали. Россия - в числе стран-лидеров. По нашему опросу, 88% российских граждан считают высшее образование своих детей обязательным.

Но качество нашего высшего образования и его структура представляют огромную проблему. 80% будущих инженеров и технологов, поступивших на бюджетные места, - троечники и двоечники. На ЕГЭ они получили по профильным предметам 50-55 баллов и меньше. Скорей всего, эти люди просто не освоят профессиональные образовательные программы. Я уже не говорю, что на отдельных направлениях (эксплуатация машин и механизмов, металлургия и металлообработка и др.) отличников нет вообще. А для Урала это очень важные специальности.

Слабая подготовка, конечно, неспецифический риск для России. Троечники идут получать высшее образование и в других странах. Но в отличие от них наши люди даже не представляют, на какие рабочие места могут рассчитывать.

В высшей школе сложилась устойчивая диспропорция. Больше половины всех студентов - будущие экономисты и юристы. Серьезной карьеры им не сделать. Удел большинства выпускников - работа менеджером торгового зала. В лучшем случае они превратятся в офисный планктон. На другом полюсе - больше 30% бюджетников, которые учатся на инженеров. Это намного больше, чем в любой развитой стране. В то же время предприятия испытывают хронический дефицит инженеров, экономистов и юристов.

Ситуация абсурдная, ибо всем понятно - вузы обманывают людей. Сфера высшего образования в России - большая пирамида вроде той, что построил Сергей Мавроди. Когда тайное станет явным, виноватым окажется государство, способствующее этому обману. Оно продолжает давать бюджетные места вузам, далеким от рынка, которые не могут привлечь адекватных людей на свои специальности и вынуждены обучать кого придется.

Система высшего образования в кризисе. Но сокращать половину вузов было бы неправильно. О чем тогда может идти речь? О прикладном бакалавриате. Надо сделать так, чтобы после одного-двух лет обучения человек мог выбрать техническую специальность, за которую на рынке платят деньги, освоить ее и начать работать (или учиться дальше, если хочет). Я вас уверяю - больше половины нынешних студентов дневных отделений согласятся стать высококвалифицированными рабочими. Знаете почему? 65% студентов дневных отделений начиная со 2-3 курса работает по 22-24 часа в неделю. Понятно, что времени на учебу у них не остается. По сути, они приходят в вуз за дипломом. Они знают, что получат корочки, даже если не станут сильно напрягаться.

Так не должно быть. Но ограничивать доступ к высшему образованию было бы неправильно. Учеба в вузе необходима для социализации личности, для формирования коммуникативных навыков. Это важно еще и потому, что у нас короткий срок обучения в общеобразовательной школе - всего 11 лет, тогда как в большинстве развитых стран - 13 лет: там и начинают с более раннего возраста, и заканчивают позже, и успевают изучить основы многих вузовских предметов. Мы же просто не даем школьникам необходимый объем социальных навыков. Могут ли они защищать свои интересы, если не изучали право и основы экономики?

Это значит, что мы не можем превращать вузы в ПТУ. Народ нас не поддержит. Будет вернее, если мы повысим социальные позиции человека, который работает руками - технаря, реализующего задумки других. Необходимо сочетание продвинутой социализации в стенах университета и возможностей получить профессиональную квалификацию (и периодически ее повышать). То, что мы предлагаем, - не наше изобретение. Во многих странах эта модель успешно работает. Думаю, что Свердловской области, которой нужны рабочие руки, стоит решиться на эксперимент.

Запустив механизм прикладного бакалавриата, можно быстро компенсировать нехватку квалифицированных рабочих и служащих-исполнителей в разных сферах. Наша задача - не опустить студентов вуза до уровня ПТУ, а поднять рабочего до уровня специалиста.