• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сегодня государство и недропользователи являются равноправными партнерами в нефтегазовой отрасли

РБК daily. 11 мая 2011

Профессоры Высшей школы экономики Борис Аронштейн и Валерий Крюков о подходах к оценке месторождений нефти и инвестициях в ее добычу.

Каждый из нас представляет нефть как некую темную, маслянистую и имеющую не очень приятный запас субстанцию. Такое представление о нефти по целому ряду причин закрепилось и прочно утвердилось в обыденном сознании, и нам кажется, что ничего плохого в таком представлении нет. Совсем другое дело, когда мы имеем дело с инвестициями в добычу нефти. Обыденному сознанию здесь не только не место — оно может принести (и приносит) непоправимый вред и в конечном счете ущерб нам с вами.

Экономически оправданным является подход, при котором каждый объект залежи с разной степенью знания о нем выделяется в отдельный проект и отдельно рассматривается и оценивается. Такой подход позволяет привлекать разных инвесторов и разные источники финансирования для добычи нефти с различной степенью знания о ней.

В мировой практике извлекаемые запасы оцениваются с точки зрения их инвестиционной привлекательности по каждой категории (части залежи с точки зрения достоверности знаний о ее характеристиках) в отдельности. Система, разработанная независимым профессиональным сообществом (SPE), рассматривает жизненный цикл месторождения как ряд логически связанных инвестиционных проектов, реализация которых должна обеспечить постепенное освоение запасов месторождения. Объем затрат по каждому проекту и ожидаемые уровни доходов определяются по каждой категории запасов. Объем извлекаемых из недр запасов и вероятный период добычи углеводородов в этом случае ограничиваются пределом экономической целесообразности разработки месторождения.

В российской практике запасы по категориям экономической оценке не подлежат — все месторождение рассматривается как единый проект. Суждение об ожидаемом объеме добычи, периоде эксплуатации и вероятной прибыли выносится по результатам экономической оценки запасов залежи (месторождения) в целом.

В Норвегии, где, как и у нас, существует госсобственность на недра, процесс освоения месторождения рассматривается как цепь последовательных инвестиционных проектов, реализация которых позволяет переходить от высоких категорий к более низким, от запасов к ресурсам. То есть начальные извлекаемые запасы и ресурсы на месторождении классифицируются в соответствии с их местом в цепочке стадий разработки с момента открытия месторождения вплоть до стадии добычи. При этом целесообразность каждого проекта подтверждается экономическими расчетами, и их реализация жестко регулируется и контролируется государственными структурами. В результате извлечение нефти из залежей в Норвегии неуклонно растет, а в России, наоборот, неуклонно снижается.

Подход на основе единого проекта вполне можно сохранить для малых и сверхмалых залежей и объектов. Россия уникальна по объемам запасов и разнообразию условий залегания продуктивных пород и их геологическим характеристикам, параметрам качества нефти, крупности месторождений и т.д. Именно эти особенности должны быть заложены в основу классификации запасов и ресурсов углеводородов.

Так, для небольших месторождений с низкой вязкостью нефти и благоприятными однородными фильтрационными характеристиками пластов, где есть вероятность перетоков нефти в объемах, сопоставимых с объемами добычи, и там, где возможна единая технологическая схема разработки, целесообразно в качестве элемента подсчета потоков денежной наличности принять залежь в целом. По средним и крупным месторождениям, где процесс разработки запасов растягивается на многие годы и для перехода от одной стадии освоенности к последующей требуется инвестирование значительных финансовых средств, движение запасов во времени следует рассматривать как ряд отдельных инвестиционных проектов, направленных на поэтапное освоение запасов месторождения.

Сегодня государство и недропользователи являются равноправными партнерами в нефтегазовой отрасли. Поэтому необходимо найти действенные рычаги управления и отказаться от применения кривых зеркал там, где это прежде всего нецелесообразно, — по большим и средним залежам. Кривые зеркала искажают и для государства, и для инвестора целый пласт проблем, которые можно было бы преодолеть, своевременно приняв нужные и очевидные меры.