• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В «Народной экономике» о том, какие перемены грядут в системе высшего образования

Первый канал. 17 мая 2011

Начальник управления развития магистерских программ НИУ ВШЭ Ольга Тарабаева о переходе на двухуровневое образование.

Время учить и время учиться. Российские компании размораживают бюджеты на образование сотрудников, возвращая на докризисный уровень количество часов для повышения квалификации. Но чаще предпочитают делать это своими силами, а не за счет профессиональных тренингов на стороне. В первую очередь, потому что предлагаемые программы не отвечают текущим требованиям. Да и денег жалко. Стоимость одного дня корпоративного тренинга выросла за год вдвое.

Но одно дело — учиться на работе. Другое, чтобы на работу взяли. В этом году в системе высшего образования, наконец, все должно быть окончательно понятно с бакалавриатом и специалитетом. В том числе, и с вопросом — кто сможет в дальнейшем бесплатно претендовать на повышение статуса своего диплома.

После работы в юридической фирме каждый вечер Пьетро — в университете. Вот уже пять лет итальянец с юридическим дипломом живет и работает в России. Теперь решил здесь еще и учиться. 2 года в магистратуре обещают превратить юриста обыкновенного в корпоративного.

"Вторая ступень — это именно то, что позволяет адаптироваться к именно спецификам работы, позволяет занимать определенную нишу на рынке труда", — говорит Пьетро Фереро.

На родине Пьетро, как и во всей Европе, 2 ступени образования в вузах — обычная практика. 4 года бакалавриата дают общее представление о выбранной профессии. И выпускник — специалист широкого профиля. Магистратура — образование двухлетнее и речь уже об узкой специализации. Шанс для студента — исправить свои же ошибки.

"Может быть, он ошибся в первый раз, поступил после школы немножко не туда, куда ему хотелось. Он может попробовать все в жизни изменить, поступить в магистратуру по другому направлению, но в таком случае ему придется самостоятельно осваивать азы", — говорит начальник управления развития магистерских программ НИУ-ВШЭ Ольга Тарабаева.

Последние пятнадцать лет в российских университетах, подобно европейским, предлагали программы обучения "4+2" наряду с привычными пятилетними. Но система не была обязательной, и приживалась только там, где к переходу были готовы. С этого года правила меняются: по условиям Болонской декларации, подписанной еще в 2003 году, российские вузы должны массово перейти на двухуровневое образование.

Сегодняшние абитуриенты будут получать сначала дипломы бакалавров, потом магистров. Специалитет оставили лишь для некоторых творческих профессий, а также медиков и военных — за 4 года им просто не успеют дать самое необходимое.
"Если ты поступаешь на специалитет, то ты должен четко понимать, что это будет твое законченное высшее образование, потом если у тебя возникнет желание получать степень магистра, ты должен будешь получать это за деньги", — рассказал пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов.

А бакалавриат плюс магистратура суммарно считаются первым высшим образованием. То есть бакалавру достаточно выдержать конкурс, чтобы учиться на магистра за счет бюджета. Но получив диплом, любая вторая магистратура уже за деньги — как второе высшее.

Но пока новая система только формируется в вузах не забывают о выпускниках старой. Некоторые университеты на бюджет в магистратуру берут и специалистов. При условии успешной сдачи экзаменов.

"Этот переход от старой системы "специалитет-аспирантура" к новой двухуровневой системе "бакалавриат-магистратура" делаем плавным, — говорит Ольга Тарабаева. — В течение 2009-го, 2010-го, 2011-го года мы специалистов берем".

Работодатели дипломам о 4-х и 6-летнем образовании уже не удивляются. И в тонкостях квалификации будущих сотрудников разбираться научились. Но признают, бакалавров пока на работу берут не охотно — срабатывает стереотип, что 4 года, значит, не доучился. А вот с магистрами, напротив.

"Человек, имеющий диплом магистра, гораздо более ценен для работодателя, он подыскивает ему гораздо более высокую позицию, нежели тому претенденту на ту или иную должность у которого есть диплом специалиста или обычный диплом бакалавра, это очевидно", — говорит пресс-секретарь Рособрнадзора.

Одна из целей такого перехода — сделать российские дипломы узнаваемыми в Европе, чтобы выпускники могли продолжить образование за рубежом и, наоборот, привлечь иностранцев, повышать свою квалификацию у нас.

Видеозапись