• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа. От конкуренции перейти к кооперации

Татар-информ. 16 мая 2008

Представляя результаты первого этапа исследования, координатор социальных проектов в московском представительстве Всемирного банка, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин, в частности, заметил, что руководство города должно вплотную заняться решением проблемы привлечения нового студенческого контингента.

На этой неделе эксперты Всемирного банка презентовали в столице Татарстана первый этап диагностического исследования проекта "Развитие системы высшего образования Казани". В презентации приняли участие Премьер-министр Рустам Минниханов, глава Минобрнауки Наиль Валеев, министр труда, занятости и социальной защиты Айрат Шафигуллин, вице-президент Российской академии образования, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов, мэр Казани Ильсур Метшин, ректоры вузов республики и другие официальные лица.

Ильсур Метшин сообщил, что после заседания Совета безопасности Татарстана, посвященного проблемам развития высшего образования в республике, которое состоялось в конце марта с участием Президента РТ Минтимера Шаймиева, мэрия Казани заказала презентуемое исследование Всемирному банку. "Сейчас нужно сделать все возможное, чтобы казанские вузы стали интересны молодым людям из всей России и стран ближнего зарубежья, - подчеркнул мэр Казани. - Не может вузовская Казань вариться в собственном соку. Она способна стать городом-магнитом и раскрыть свой потенциал только в том случае, если вузы города будут конкурентоспособными".

Для проведения исследования Всемирный банк привлек ряд ученых и экспертов с мировым именем из шести стран, в частности профессора Манчестерского университета Теодора Шанина, заместителя директора института исследований высшего образования при Стэнфордском университете профессора Энтони Антонио. Группа авторитетных специалистов провела в Казани экспертные интервью с руководством, профессорско-преподавательским составом и студентами семнадцати казан-ских вузов. Также было проведено социологическое исследование, в ходе которого опрошены школьники, родители, студенты, выпускники вузов, молодые специалисты, крупнейшие работодатели, представители кадровых агентств.

Представляя результаты первого этапа исследования, координатор социальных проектов в московском представительстве Всемирного банка, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин, в частности, заметил, что руководство города должно вплотную заняться решением проблемы привлечения нового студенческого контингента. По данным исследования, в казанских вузах обучаются 30 процентов студентов из других городов Татарстана, 3 процента - из регионов РФ и лишь 0,7 процента - из зарубежных стран. "Эти показатели гораздо ниже, чем у ваших конкурентов", - заметил Исаак Фрумин и заявил, что один из привлеченных экспертов предложил Казани стать центром обучения мусульманской молодежи.

Исаак Фрумин высказал мнение, что вузам города необходимо переходить от конкуренции к координации и консолидации. Он подчеркнул, что Правительству РТ следует поддерживать, прежде всего, точки прорыва, передовые научные программы, а не абстрактные вузы. "Важнейшей задачей должно стать формирование амбициозных, но реалистичных вузовских стратегий", - резюмировал он.

Глава Правительства РТ поблагодарил мэрию Казани за инициативу по организации масштабного исследования и сообщил, что его результаты будут доведены до Президента Татарстана. "Я благодарен экспертам за тот материал, который мы получили, - сказал Рустам Минниханов. - Сегодня мы поняли, что дальше так работать нельзя, надо меняться. Тем более что современная экономика ставит задачу обеспечения республики высококвалифицированными кадрами и привлечения талантливой молодежи из-за пределов Татарстана".

По мнению Премьер-министра, сейчас необходимо очень грамотно выстроить высшую школу, у каждого вуза должна быть своя специализация. Важно задуматься и о зарубежных партнерах, которые бы передали нам современные технологии в образовании.