• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Страховые взносы: в поисках оптимальной формулы

Вести.ru. 14 июня 2011

Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин о реформировании пенсионной системы и страховых взносах.

К 22 июня правительство определит, следует ли снизить ставки страховых взносов до 30% для всех или сохранить их на уровне в 34% только для крупного бизнеса. Такое решение было принято на совещании у президента. Вести.Ru предложили экспертам выбрать наиболее оптимальный вариант.

Бремя ставок скорректируют

Обеспечить снижение ставок страховых взносов президент России Дмитрий Медведев поручил правительству в конце марта. Как подчеркнул президент, повышенные с начала 2011 года с 26% до 34%, ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонды обязательного медицинского и социального стали непосильным бременем для многих предпринимателей. Представители бизнеса выступали против их повышения, предупреждая, в частности, о возможном выводе зарплат "в тень". В феврале, на фоне благоприятной конъюнктуры цен на нефть, премьер-министр РФ Владимир Путин дал задание Минфину, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития разработать совместные предложения по улучшению ситуации со страховыми взносами и корректировке нагрузки на бизнес.

Поначалу предполагалось снижение ставок до уровней, близких прежним. Но в итоге, как сообщил после состоявшегося 8 июня совещания у главы государства его помощник Аркадий Дворкович, было решено остановиться на двух компромиссных вариантах. Первый предполагает сохранение ставки в 34% для крупного бизнеса при ее снижении до планки в 26% для среднего и до 16-20% — для малого неторгового бизнеса. Второй же вариант подразумевает общее сокращение ставок до 30% (при 16-20% — для малого бизнеса). Первая схема более предпочтительна, поскольку 34-процетная ставка не представляется серьезной проблемой для крупных компаний, отметил Дворкович. И уточнил, что избранная схема будет действовать временно, в ближайшие два года — до намеченного масштабного реформирования налоговой и пенсионной систем.

Смягчение задуманных новаций оказалось возможно, в том числе, с учетом данных Пенсионного фонда России. По информации ПФР, за первый квартал текущего года поступления страховых взносов увеличились на 51% — до 585 миллиардов рублей. Хотя здесь также сказался сезонный фактор — в марте многие крупные отечественные компании осуществляют соответствующие платежи за прошлый год, заметила Вестям.Ru главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова. С точки зрения бизнеса, продолжила она, всякое повышение налоговых сборов представляется негативом. "В соответствии с известной "кривой Лаффера", при повышении налогообложения свыше определенного максимума, собираемость налогов резко ухудшается. И мы оказались в начале этой кривой", — подчеркнула Орлова.

"Времянки" не помогут

С точки зрения бюджетной политики, по ее словам, более оптимальным выглядит первый вариант, чреватый выпадением меньших сумм доходов. Обычно "в тень" стремятся уйти представители среднего и малого бизнеса, тогда как, более прозрачный, крупный исправно платит налоги. Поэтому допустимо сохранить прежнюю ставку для "крупняка", понизив ее для прочих предпринимателей. Возместить же выпадающие доходы можно за счет увеличения акцизов и налогов в нефтегазовом секторе. А в перспективе также резонно было бы озадачиться повышением шкалы годовых доходов, с которых страховые взносы, вообще, не взимаются (на сегодня — это 463 000 рублей — Вести.Ru), заключила главный экономист "Альфа-банка".

"Но реализация первого варианта лишит малый и средний бизнес стимулов для перехода на более высокий уровень. И воспрепятствует концентрации капитала для осуществления крупных проектов", — возразил научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. Оба предложенные варианта он счел "времянками". По мнению Ясина, нынешнюю пенсионную систему следует реформировать таким образом, чтобы исключить двойную нагрузку на работающих россиян, с зарплат которых идут отчисления на их будущие пенсии и нынешних пенсионеров. При этом всякий начинающий трудовую деятельность также должен производить отчисления на собственную пенсию. Тогда и страховые взносы с работодателей уменьшатся, пояснил Вестям.Ru научный руководитель НИУ ВШЭ.

"Деловая Россия" накануне предложила разделить сосуществующие в российской пенсионной системе "советский" и современный страховой механизмы. При этом предусмотрено создать фонд старшего поколения, который наполнялся бы за счет повышенных акцизов на табак и алкоголь, введенного налога на избыточную недвижимость и доходов от приватизации, рассказал Вестям.Ru председатель "Деловой России" Борис Титов. А в страховой фонд направлялись бы страховые взносы, сниженные до 15% — для всех. И, разумеется, нужно отказаться от действующей регрессивной шкалы, при которой с заработков рабочего отчисляются 34%, а с зарплаты главы "Газпрома" Алексея Миллера, скажем, 1-3%, констатировал Титов.

Ранее, кстати, глава Минфина Алексей Кудрин утверждал, что при повышении этой планки до 1,5-2 миллионов рублей снижение ставок страховых взносов до 28% окажется достаточно безболезненным для бюджета. Но из разъяснений Дворковича следует, что и в данном вопросе пока предполагается компромиссное решение. Например, шкалу могут поднять до 660 тысяч рублей, вместо запланированных в 2012 году 512 тысяч. В случае значительного повышения шкалы или полной ее отмены работодатели озаботились бы и получением большей отдачи от высокооплачиваемого персонала. А пока многие сетуют на то, что зарплаты в России зачастую растут быстрее производительности труда. И не упоминают, что это обусловлено также невысоким КПД высшего управленческого звена с огромными, по среднероссийским меркам, доходами.

Сколько стоит понизить ставки?

При утверждении единых правил игры налоги собираются более эффективно, пояснила Вестям.Ru аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. И потому "выбрала" второй вариант с общей 30-процентной ставкой. Он будет стоить бюджету порядка 400 миллиардов рублей, которые, например, можно было бы компенсировать увеличением табачных акцизов. Вследствие же повышения ставок в 2011 году, бизнес потеряет до 850 миллиардов — это 1,4% ВВП, подсчитала Пенухина.

По оценке председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ Евгения Федорова, общее снижения ставок до 30% обойдется в один триллион рублей, а альтернативный вариант — в 500 миллиардов. Выпадающие поступления могут быть обеспечены лишь за счет перераспределения различных бюджетных статей. И итоговый выбор будет определяться тем, сколько денег удастся найти, заключил Федоров.