• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уроки переподчинения

Московские новости. 7 июля 2011

Директор ИРО ВШЭ Ирина Абанкина комментирует проект передачи средних школ из ведения муниципалитетов на уровень региональных министерств образования.

Подавляющее большинство российских школ может сменить своего учредителя. Проект о передаче средних школ из ведения муниципалитетов на уровень региональных министерств образованиясейчас разрабатывается экспертами по заказу администрации президента РФ. В то же время в Москве пересматривают принцип деления школ на районные и городские. Последние, по замыслу столичных чиновников, смогут обойти принцип территориальной "приписки" школьников и получат право набирать детей со всего города.

По данным "Московских новостей", в администрации президента разрабатывают документ, направленный на глобальное переподчинение школ. По замыслу авторов проекта, учредителем школ станет субъект федерации, а именно орган управления образованием каждого региона. Сейчас в основном учредителями школ выступают муниципалитеты.

Как рассказал "МН" один из соавторов проекта, есть две основные причины для переподчинения школ: полная неэффективность управления образованием на уровне городского начальства и скудный муниципальный бюджет, из-за которого школы недофинансируются. "Школа и фактически, и формально снова становится государственной", — пояснил эксперт.

Предложение о выводе школ из муниципального управления обсуждалось ранее только в экспертном сообществе, например в Общественной палате. Зампред комиссии по развитию образования Любовь Духанина заявила "МН", что идею переподчинения школ эксперты ОП прорабатывали еще год назад, и выразила удовлетворение по поводу того, что теперь проектом занимаются на Старой площади.

"Повышение уровня ответственности за происходящее в школе — позитивная и правильная идея. Те школы, которые напрямую подчиняются только муниципалитету, не способному свести концы с концами с точки зрения финансов, не развиваются", — отмечает Духанина. Она связывает необходимость смены учредителей и с предстоящим переходом на новые федеральные стандарты образования. "Встает вопрос, кто отвечает за материально-техническое обеспечение школ. Если только муниципалитет, то есть риск не перейти на новые федеральные правила", — пояснила представитель ОП.

Авторы проекта утверждают, что доходная часть региональных бюджетов намного превосходит возможности бюджетов муниципальных. Следовательно, у субъекта федерации больше шансов "привлекать в школу коммерческий сектор и деньги благотворителей". "Основная задача — увеличить ресурсы школ. Если для этого нужно изменить соподчиненность, то ее нужно менять. Неправильно, что сейчас крайними остаются сами школы и нищие муниципалитеты. Гарантии качества образования должны быть едины для любого ребенка, неважно, в какую школу он ходит: сельскую, школу в райцентре или городе-миллионнике", — поддерживает идею Духанина.

Еще одна причина смены учредителя школы — необходимость повысить роль Минобрнауки в школьном сообществе и в образовательной политике. "Сейчас общество предъявляет претензии за проблемы каждой конкретной школы сразу министру образования, он в свою очередь напоминает всем, что школа — это юрисдикция муниципалитета, а, например, учительская зарплата — ответственность регионов. И правы в общем-то обе стороны. Мы пытаемся сделать принцип управления и ответственности за качество образования более логичным", — рассказывает собеседник "МН" из авторской группы проекта.

Директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина заявила "МН", что не знакома с деталями проекта, но считает, что он может привести к высоким административным издержкам для регионов. "Если ставить учредителем школ субъект федерации, то должна произойти масштабная передача всего имущества школ. Сейчас имущественные комплексы находятся на балансе муниципалитетов, а следовательно, и все проблемы тоже ложатся на них. Я уже не говорю о другой колоссальной проблеме — имущество и земля у многих российских школ так и не оформлена до сих пор", — объясняет Абанкина.

Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются самостоятельными субъектами федерации, проект АП коснуться не должен. Однако, как стало известно "МН", в правительстве столицы разрабатывается своя программа, предусматривающая пересмотр принципа подчинения школ.

Сейчас в Москве большинство составляют так называемые школы окружного подчинения, и 150 образовательных учреждений подчиняются напрямую городскому департаменту образования. Как объяснила "МН" замруководителя департамента Наталья Шерри, "такое деление сложилось исторически, лет 25 назад". "Городские" школы — это элитарные заведения, практически все из них со своими правилами и с большей свободой в принятии решений.

Наталья Шерри признает, что такое деление столичных школ сложилось по "субъективным причинам" и по "прихоти некоторых управленцев", но сейчас департамент образования "не стремится нарушать традиции". Однако перечень городских школ будет частично пересмотрен (хотя ни сама Шерри, ни другие источники "МН" в департаменте образования Москвы не уточняют пока, как именно). Сейчас чиновники совместно с директорами школ определяет критерии, по которым будет происходить новое деление.

Судя по всему, за счет переподчинения школ чиновники смогут сохранить особый принцип набора в лучшие школы и обойти готовящийся сейчас новый федеральный закон, ставящий во главу угла так называемый дворовый принцип комплектования средних образовательных учреждений. Ведущие школы, гимназии и лицеи смогут набирать учащихся без "территориальной привязки". Но чтобы избежать очередей и ажиотажа, подобных апрельским скандалам последних лет, сейчас разрабатываются правила отбора детей, сообщил "МН" источник в столичном правительстве. Школы окружного управления, в свою очередь, с нового года (независимо от того, будет ли принят соответствующий федеральный закон) обязаны будут соблюдать территориальный принцип комплектования.

Директор лицея "№"1535 (входит в список школ городского подчинения) Михаил Мокринский считает привлечение директоров школ к обсуждению проекта московских властей залогом успеха. "Пока рано о чем-то конкретном говорить, но то, что списки школ и принцип их деления нужно пересмотреть — это очевидно. Что получится в итоге, сейчас еще совсем не определено", — заявил он "МН".