• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Три процента оптимизма

Московские новости. 19 июля 2011

Согласно результатам исследования, проведенного ВШЭ, по итогам второго квартала 2011 года деловой климат в российской экономике был лучшим с момента окончания кризиса.

По итогам второго квартала 2011 года деловой климат в российской экономике был лучшим с момента окончания кризиса — об этом говорят итоги исследования, проведенного в Высшей школе экономики. Подъему способствовал рост потребительских ожиданий, а также улучшение ситуации в промышленности. Но до докризисного уровня настроениям российских бизнесменов и потребителей еще далеко.

Эксперты Центра конъюнктурных исследований и Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ впервые рассчитали индекс экономического настроения. Индекс представляет собой обобщенные результаты опросов 15 тыс. организаций, работающих в промышленности, розничной торговле и строительстве. На основе их оценок динамики производства, заказов, уровня запасов и других показателей эксперты выстраивают среднее значение изменения ожиданий по отраслям экономики. Также в опросе участвуют 5 тыс. россиян, которые рассказывают о своих потребительских ожиданиях. Затем эти оценки объединяются в единый совокупный индекс, который сравнивается со средневзвешенной оценкой за длительной период, то есть со 100%. Базой для расчетов послужили данные Росстата за последние 13 лет.

Получилось, что во втором квартале 2011 года индекс составил 103,2% — это самое высокое значение после завершения острой фазы кризиса. Уже с середины 2010 года индекс превышал 100% — настроение производителей и потребителей в стране было выше среднего за 13 лет. Докризисного уровня они, однако, еще не достигли — в 2007-2008 годах индекс превышал 110%. Но зато в первом квартале 2009 года его значение снижалось до 89,2%.

При этом индекс уверенности потребителей вырос во втором квартале самыми быстрыми темпами с начала 2010 года — на 4 п.п. Граждане лучше, чем в первом квартале, оценивали свое материальное положение, экономическую ситуацию в стране, а также перспективы изменения и того и другого. "Позитивные изменения индекса потребительской уверенности происходили на фоне продолжающегося пять месяцев подряд снижения уровня реальных располагаемых денежных доходов населения", — приводится в исследовании мнение Георгия Остапковича, возглавляющего Центр конъюнктурных исследований. Рост связан с увеличением номинальных доходов и восстановлением кредитования, уверен эксперт. Кроме того, Остапкович прогнозирует, что уже в июне данные покажут незначительный рост реальных доходов населения.

Рост потребительской уверенности скорее всего не говорит напрямую о росте реальных доходов, а связан с улучшением на рынке труда и в целом экономической ситуации после кризиса, а также с ростом кредитования и снижением нормы сбережения, уверен Евгений Надоршин, главный экономист АФК "Система".

Еще одной зоной роста стали настроения предпринимателей, работающих в промышленности, — показатель вырос на 1 п.п. Индекс уверенности российских промышленников обвалился в 2009 году в глубоко отрицательную зону, до -17%, то есть скептиков было на 17% больше оптимистов. На протяжении последних двух лет показатель рос. Сейчас значение показателя дошло до нуля — нейтральной зоны, что говорит о восстановлении рынка. А вот работники строительной отрасли по-прежнему пребывают в пессимизме. Если на протяжении последних двух лет настроения в строительстве медленно восстанавливались, то во втором квартале они опять снизились на 2 п.п., до -9%.

Выводы о постепенном восстановлении промышленного производства в России подтверждают и данные Росстата, опубликованные в пятницу: в июне производство в годовом исчислении выросло на 5,7%. Все эти данные говорят скорее о стабилизации ситуации после кризиса и возможном улучшении в будущем, считает Надоршин.