• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Готовность к услугам

Московские новости. 23 августа 2011

Опубликованное вчера исследование Высшей школы экономики свидетельствует об улучшении в I полугодии делового климата в российской сфере услуг. Компании ощущают рост спроса и готовы создавать новые рабочие места. Однако основным способом увеличивать выручку остается повышение цен, а не борьба за клиента. Исключением стали лишь финансовые услуги.

Выводы, сделанные Центром конъюнктурных исследований ВШЭ, опираются на опрос руководителей 4,5 тыс. предприятий, оказывающих самые разные услуги — от гостиничных до розничного кредитования. За год предприниматели стали меньше ощущать недостаток спроса. В прошлом году на это жаловалось 37% опрошенных, сейчас — только 30%. Индекс предпринимательской уверенности, показывающий превышение числа оптимистов над пессимистами среди участников опроса, вырос с семи до десяти пунктов. Среди сегментов экономики именно в сфере услуг наилучший деловой климат: аналогичный индекс для промышленности равен нулю, а в строительстве он и вовсе в отрицательной зоне — девять пунктов.

Интересно, что потребительский спрос рос в I полугодии на фоне сокращения реально располагаемых доходов населения. По данным Росстата, их уровень сейчас примерно на 1% ниже, чем годом раньше. "Этот парадокс можно объяснить смещением стереотипа потребительского поведения, сформировавшегося в условиях экономической нестабильности и направленного на сбережение средств, в сторону более активного приобретения услуг", — отмечают авторы исследования. Улучшение ситуации позволяет строить планы на будущее. Темпы снижения численности работников сферы услуг замедлились, а во II полугодии многие руководители планируют прием новых сотрудников.

При этом по отраслям ситуация, как всегда, разная. Наивысшее значение индекса — 27 пунктов — зафиксировано в сфере финансовых услуг, а худший результат — всего два пункта (в прошлом году было три) — показали организации, занятые научными исследованиями и разработками. Их труд остается маловостребованным, инновационная активность российского бизнеса традиционно низка, кризис заставил экономить, и вопреки всем лозунгам о модернизации менять поведение никто пока не собирается.

Но и растущие сектора ведут себя по-разному. Как правило, ощутив подъем спроса, компании повышают цены. Тех, кто отмечал рост цен как основной фактор прибавки выручки, больше, чем менеджеров, говорящих об увеличении числа клиентов. Это верно для сферы услуг и всех ее отраслей, кроме финансовой. А вот руководители вузов и мелкие предприниматели, занятые оказанием "персональных услуг" (парикмахерские, химчистки, мелкий ремонт), чаще всего реагировали на ситуацию повышением цен.

Главный фактор, определивший такой исход, — уровень конкуренции в экономике, считает глава Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. "Как бы мы ни ругали финансовый сектор, там конкуренция есть", — считает экономист. Похожая картина и в туристической отрасли. А вот в образовании, не исключает он, данные о росте цен свидетельствуют об усилении "неформальной" экономической деятельности.