• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Портфолио из зазеркалья

Московский комсомолец. 2011. № 25755. 26 сентября

Оценки ЕГЭ дополнят средним баллом по профильным предметам за 5 лет. Комментирует ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Не прошло и десяти лет, как идея зачислять абитуриентов не только по результатам ЕГЭ, но и по прочим академическим заслугам выпускника стала явью. По поручению президента механизм портфолио будет разработан к началу 2012 года. Но кое-что один из разработчиков идеи — глава комиссии Общественной палаты по образованию, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов — рассказал "МК" уже сейчас.

— Ярослав Иванович, идея дополнить итоговую аттестацию личным портфолио школьника обсуждалась с середины 2000х годов. Все с ней соглашались, но ничего не делалось. И вдруг указание президента: сделать срочно! Почему именно сейчас?

— Как почему? Потому что президентский срок завершается! Вот только обозначенные сроки представляются мне неисполнимыми.

Механизм-то, конечно, можно расписать и за месяц. Но новый способ измерения качества знаний ребенка требует общественного обсуждения. А на него времени не предусмотрено: задачу снова пытаются решить чисто административным способом, как это было с ЕГЭ. И тем самым снова дают серьезный повод для критики.

— Почему ответственным за введение портфолио президент назначил премьер-министра? Из-за противодействия лоббистов ЕГЭ?

— Думаю, никакой интриги тут нет. И "лоббисты" ЕГЭ ни при чем. Просто корректно, когда президент дает поручение не министру, а премьеру.

— Допустим. Ну а что войдет в портфолио?

— Общественная палата давно предлагала дополнить Единый госэкзамен перечнем других школьных и внешкольных достижений ученика и тем самым дать дополнительные возможности тем, кто занимался систематически, а не только последний год. Но этого никто не сделал: ни министерство, ни Рособрнадзор. И ЕГЭ доплыл в первозданном виде до сего времени — всем было так удобнее. Сейчас дело сдвинулось, и на первый план вышел вопрос о содержании портфолио. Главное — не сделать его коррупциогенным, а потому мы предлагаем положить в его основу средний балл школьника по профильным предметам за последние пять лет учебы в школе.

Это создаст преимущества ребятам, которые учились всерьез. А вот другой вариант — составлять портфолио из грамот и свидетельств победителей олимпиад — мне представляется опасным. Будет как в анекдоте про Василия Ивановича. Вернулся он из Англии с большими деньгами и рассказывает Петьке: "Зашел я в клуб, сел играть в карты. Партнер говорит: у меня три короля. Я ему: покажи! А он: джентльмены должны верить друг другу на слово. И тут мне, Петька, карта как поперла!"

— Думаете, через такие портфолио "попрет" и нашим выпускникам?

— А вы сомневаетесь? При нашем-то уровне коррупции? Каждому ребенку сразу начнут снаряжать по портфолио: энтузиасты из числа родителей жизнь положат, чтобы собрать такую папку. Единственный способ — включать в портфолио не победы, а участие в олимпиадах. И чем раньше оно началось, тем больше должен "весить" портфолио. В ближайшее время мы предложим, чтобы победителем текущего года мог стать только победитель завершающего тура года прошлого. Это резко повысит вероятность, что не будет купленных результатов. А дополнительные гарантии создаст дополнение результатов ЕГЭ средним баллом по профильным предметам за несколько лет. Есть очень высокая вероятность, что Минобрнауки примет это наше предложение уже в ближайшее время. Собственно, на уровне руководства оно уже принято. Но из официальных документов, оформленных чиновниками среднего звена, оно почему-то выпало.

— На том же заседании Совета по нацпроектам президент озвучил другую идею — чтобы уроки в школе вели профильники из числа аспирантов и молодых специалистов. Не знаю, как для специалистов, а для аспирантов, наверное, это хороший шанс подработать...

— Где это вы видели аспирантов, у которых есть время преподавать в школе? Сегодняшний аспирант — человек занятой, и времени на школу у него нет. Он приехал в Москву ради отмазки от армии и наверняка обзавелся рабочим местом: на 2 тысячи в месяц-то не проживешь! Ну не корпит сегодняшний аспирант над диссертацией, жадно озираясь в поисках, где бы подработать! Весь свой аспирантский срок он работает, а под конец быстренько пишет диссертацию левой пяткой.

Исключение составляют не более 1% — дочери богатых родителей и жены богатых мужей. Но и им, понятно, школа ни к чему, так что идея с уроками аспирантов — из серии "Алиса в Стране чудес". Предположение же, что работодатель будет отпускать вести уроки молодых специалистов — вообще чистое зазеркалье. Конечно, пристальный интерес президентской администрации к проблемам образования радует. Но к реальным проблемам образования, равно как к жизни вообще, некоторые идеи отношения не имеют. Подозреваю, что ректоры просто подумали: что бы такое президенту предложить позанятнее? Вот и придумали.

— А что вы будете рекомендовать правительству сделать в ближайшее время?

— Для школы — предложить "дорожную карту" на два года вперед: когда, как и что делать.

Во-вторых, ужесточить подход к проведению олимпиад. В-третьих, формализовать портфолио: уже в следующем году можно учитывать средний балл по профильным предметам за последние пять лет учебы.

— Президент также дал поручение разработать к следующему учебному году программу реформы педагогического образования. Это реально?

— Вполне. Напомню: премьер Путин объявил, что вскоре зарплата учителя догонит среднюю по экономике региона. Правда, в некоторых субъектах сразу начались манипуляции: раньше объявлялись более высокие средние зарплаты, а теперь они вдруг понизились. Но первый шаг сделан — людям дан сигнал, что им будут платить пристойные деньги, и общество лишь должно контролировать, чтобы поручение национального лидера выполнялось должным образом. Второй шаг — отбирать под эти деньги сильных людей. Ну сколько в самом деле можно мусолить тему реформы педобразования и не двигаться с места?! Начинать можно уже в будущем году! Давайте прямо объявим: педвузы объединяются с университетами и становятся гуманитарными университетами. А учителя готовятся в педагогической магистратуре. Ведь если человек хорошо знает свой предмет, к примеру физику, то за два года его вполне можно научить преподавать ее интересно. Тем более что программы такие уже есть, и обучение по ним идет. Выпускникам надо доплачивать за степень. Причем такая возможность не закрыта и для учителей с опытом: пройти магистратуру можно и заочно, плюс к уже имеющемуся педагогическому образованию. Наконец, есть еще одно предложение Общественной палаты: внедрять в школах молодежные коллективы.

Сделать это легче, чем кажется. Я предлагал взять самую слабую школу, но не закрывать ее, а снять директора и на конкурсной основе набрать молодежный коллектив с молодым директором. Другими словами, создать из некогда негодной школы экспериментальную базу, чтобы молодые педагоги показали, как можно учить детей по-другому.