• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С дипломом, но без знаний

Российская газета. 2011. № 245. 1 ноября

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о том, что, по данным статистики, представляет собой российская высшая школа.

В ВШЭ ПРОШЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "УНИВЕРСИТЕТЫ И ГОСУДАРСТВО".

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о том, что, по данным статистики, представляет собой российская высшая школа: 90% студентов технических и инженерных специальностей — "троечники", а студенты платных отделений вообще не конкурентоспособны на рынке труда.

Работодатели тратят колоссальные средства на переобучение — 500 млрд рублей в год, и это при том, что набирают, как правило, "дипломированных специалистов ". Переучивать приходится три четверти сотрудников, в то время как двадцать лет назад в переобучении нуждались лишь 30-40 процентов.

Выпускники университетов все же выгодно отличаются от тех, кто учился в других вузах. Особенно — в платных. Высшее образование стало общедоступным, его получают почти 70 процентов выпускников школ, но качество подготовки во многих вузах и уровень знаний студентов очень низкие.

Система распределения государственных средств никак не учитывает уровень преподавания в вузах — всем дают одинаковые суммы из бюджета. Меж тем эксперты ВШЭ предлагают оценивать вузы, например, по среднему баллу зачисления абитуриентов и давать больше тем, кто набрал подготовленных студентов. При этом предлагается учитывать и результаты филиалов, где ЕГЭ обычно намного ниже.

Для инженерных вузов, куда поступают абитуриенты с невысокими баллами, такой подход может обернуться снижением финансирования. Есть и другой способ ранжирования — по востребованности выпускников.

Можно брать в расчет их среднюю зарплату. Но и этот способ не идеален.

Обсуждалось на конференции положение дел в негосударственных вузах, которые давно выступают за равный доступ к бюджетным средствам. Правда, не для всех, а только для самых лучших. Но как их определить?