• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У магистра должно быть уникальное исследование

Московские новости. 10 ноября 2011

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказала "МН" о планах введения новой схемы аттестации бакалавров и о том, почему таковой не будет по окончании магистратуры.

—  В чем идея новой аттестации, если и сейчас выпускники все равно сдают госэкзамены?

—  Разрабатывать независимую аттестацию для бакалавров необходимо в связи с засильем псевдообразования в российских вузах. Многие из них выдают дипломы, не контролируя и не отвечая за качество обучения. Выдача дипломов превратилась во внутреннее дело вузов, в то время как независимой оценки уровня выпускников вузов нет. А ведь такая оценка нужна всем, в том числе и будущему работодателю, чтобы оценить знания и компетенции своего будущего сотрудника. Есть и факты элементарной покупки дипломов. Мы фиксируем и устойчивый разрыв в качестве образования между разными вузами.

—  "Госы", знакомые всем нынешним и бывшим студентам, перестанут существовать?

—  Об этом уже неоднократно говорилось на десятках совещаний. "Госы" утратили свою актуальность. Помимо аттестации, то есть письменных экзаменов, должна быть и какая-то самостоятельная работа, проект. Сегодняшним студентам могу сказать, что быстрой отмены "госов" не будет. Все будет постепенно происходить.

—  Сдача экзамена будет проходить за стенами родного для студентов вуза?

—  Да, точно можно сказать, что аттестация будет проходить на территории региона, где находится вуз. Вероятнее всего, аттестацию будут проводить независимые центры, которые сейчас создаются. Эта система независимой оценки знаний будет заточена не только на ЕГЭ, но и на все уровни образования. Другой сценарий — аттестация будет проходить в вузах, поскольку они уже приспособлены для ее проведения. Рассматриваются два варианта: либо бакалавры будут проходить аттестацию в чужом вузе, либо будет создана сеть вузов, которые возьмут на себя проведение этих экзаменов, опять же для чужих студентов.

—  Рособрнадзор будет курировать разработку аттестации для бакалавров?

—  Да, в федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО 2011-2015) за разработку независимой аттестации ответствен Рособрнадзор. Концептуально разработку аттестации еще будут обсуждать эксперты.

—  Кто будет заниматься разработкой заданий для аттестации?

—  Это будет конкурсная процедура, аналогичная разработке профессиональных образовательных стандартов. Разработчиками стандартов становились, как правило, вузы. Например, МИСиС и Бауманка (МГТУ. — "МН" ) готовили стандарты для технических вузов, Московский педагогический госуниверситет — по педагогике, ВШЭ — по социологии и некоторым другим дисциплинам. Конкурсный отбор был очень тщательным: например, химию выиграла не Менделеевка (РХТУ. — "МН" ), а Казанский госуниверситет. Возможно, что они же будут заниматься и заданиями для аттестации, поскольку в каждый стандарт входит блок, отвечающий за оценку качества знаний и достижений. Поучаствует в этом и Ассоциация ведущих вузов России.

—  Насколько, по вашим данным, в Минобрнауки уже определились с новой схемой аттестации бакалавров? Можно считать это вопрос решенным?

—  Не окончательно решено, кто будет реализовывать программы бакалавриата. Сейчас же идет эксперимент по прикладному бакалавриату более чем в двадцати регионах. В ряде случаев эти программы реализуют колледжи и другие учреждения среднего профобразования. Поэтому нужно определиться — аттестация затронет только академический бакалавриат или академический прикладной тоже.

—  Будет ли аттестация для магистров?

—  Нет. Магистр по международной классификации — это почти что научная степень. Они же защищают диссертации, то есть у каждого должно быть свое, уникальное исследование. Кроме того, в магистерских программах высока авторская компонента конкретного вуза, конкретной кафедры.