• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Победа, а не участие

Московские новости. 2011. № 183. 15 декабря

Минобрнауки меняет «олимпийские» принципы зачисления абитуриентов. Комментарии специалистов ВШЭ.

С будущего года абитуриенты-олимпиадники смогут использовать свою льготу на поступление только один раз — выбрать вуз и направление подготовки придется заранее. Соответствующий приказ Минобрнауки практически готов. На днях завершился прием экспертных заключений, и вскоре документ будет подписан и отправлен на регистрацию в Минюст. Это ограничит выбор для участников олимпиад, которые, как и все остальные выпускники школ, раньше имели право отправлять полный пакет документов в пять вузов, на три направления подготовки в каждом.

Свобода выбора победителей и призеров олимпиад прошлым летом обернулась головной болью для многих популярных вузов — например, в РГГУ на факультете международных отношений они заняли все места. Бюджетных мест было 33, а претендовали на них 57 олимпиадников — приходилось даже устраивать среди них дополнительный конкурс по результатам ЕГЭ, сообщила «МН» ответственный секретарь приемной комиссии университета Алмазия Катаева. У двух абитуриентов, по ее словам, оказалось к тому же одинаковое суммарное число баллов за  единый госэкзамен  — 280, пришлось сравнивать, у кого было больше по профилирующему предмету.

«Это растягивало прием на много месяцев — комиссия сидела весь июль-август, раньше это занимало две недели», — отметил исполняющий обязанности декана механико-математического факультета МГУ  Владимир Чубариков. Что более важно, обилие олимпиадников отпугивает других абитуриентов, пояснил в свою очередь заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики факультета экономики НИУ ВШЭ  Григорий Канторович. В отличие от  РГГУ в Высшей школе экономики готовы взять всех олимпиадников, даже если на 50 бюджетных мест от них подано 80 заявлений, но возвращается в вуз с оригиналами документов в итоге только треть. «Остальных приходится добирать, и мы бы не хотели, чтобы сильные ребята (с высокими баллами  ЕГЭ) уходили», — добавил эксперт.

В основном такие проблемы создают победители и призеры вузовских олимпиад — число занявших первые места на Всероссийской  олимпиаде  намного меньше, несколько десятков по каждому предмету, и, как ранее заявляла глава Рособрнадзора Любовь Глебова, для них льготы останутся без изменений. Перечень вузовских олимпиад между тем год от года уменьшается: если в 2009-м их было 120, а в прошлом году — 87, то в списке на 2012 год, опубликованном Минобрнауки  в минувшую пятницу, их осталось всего 79.

«Не может быть 5 тыс. победителей по одному предмету, как это было, например, у «Росатома» или еще у одной  олимпиады  в  Саратове», — считает Чубариков. Сейчас, по его словам, таких нарушений стало меньше, по итогам этого лета примерно пятая часть поступивших на мехмат МГУ первокурсников благодаря олимпиадам была зачислена без вступительных испытаний, а вообще призеров было больше половины. В целом особых претензий к ним по результатам мониторингов успеваемости у и.о. декана нет — по его словам, первокурсники «учатся хорошо, обычно у них и результаты ЕГЭ нормальные».

«В этом году мы приняли порядка 400 победителей и призеров олимпиад, на 1200 мест — примерно 30% от общего числа первокурсников», — рассказал проректор по учебно-организационной и административной работе Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий механики и оптики Юрий Колесников. «Все  олимпиады, на которые ориентируется наш ученый совет, нас устраивают, мы их знаем, мы им верим», — пояснил он «МН». СпбГУ ИТМО проводит и свою интернет-олимпиаду по физике и информатике. Причем, как отмечает проректор, вузу удалось избежать такой распространенной проблемы, как утечка заданий в сеть. «У нас закрытая база, никто к ней доступа не имеет», — подчеркивает Колесников.

Проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана  Евгений Юдин к интернет-формату проведения олимпиад в отличие от своего коллеги относится настороженно. «Я понимаю, что новые технологии хороши, но в данном случае это может быть лишь как сочетание — у нас (олимпиада «Шаг в будущее») и первый, и второй тур очный. Мы будем рассматривать этот вариант, но пока мы его не применяли», — заявил он «МН». Олимпиада  бауманского университета, по мнению эксперта, хороша именно тем, что является для вуза профильной, это не просто «математика-физика». «Двадцать первый год к нам поступают ребята, которые уже выполнили определенные работы по направлению «техника-технологии». В прошлые годы мы принимали по ней большой процент ребят — они уже знают, куда и зачем идут», — пояснил Юдин. «Шагать в будущее» школьники начинают уже с 6-го класса — «олимпиады, в которых человек участвует в течение нескольких лет, более ценны», полагает проректор.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в начале осени в соответствии с тем же убеждением предлагал ввести со следующего года такую схему: учитывать призовые места только тех победителей олимпиад, которые участвуют как минимум два года в этом движении, а с 2014 года — три года. Однако, по мнению директора дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися университета Тамары Протасевич, это было бы слишком жесткое ограничение: ребята могут не принимать участие в олимпиадах до 11-го класса по разным причинам, и было бы несправедливо лишать их такого шанса на поступление. В то же время она согласна, что «олимпиады не должны восприниматься родителями и школьниками лишь как канал поступления в вузы» — в многопрофильной олимпиаде  ВШЭ дети также начинают участвовать еще в 9–10-м классах. Первый ее этап уже два года проводится в интернет-формате, благодаря этому число участников увеличилось вдвое, расширилась их география — в прошлом году был даже один школьник из Таиланда и один из Бельгии.

Конечно, при заочном формате всегда есть риск, что олимпиадные задания выполняет не сам участник, а третье лицо, но, по словам Протасевич, в данном случае этот риск снижается за счет того, что работа во всех регионах проведения олимпиады выполняется одновременно, и найти ответ в интернете за короткое время сложно или невозможно.

Григорий Канторович, который проведение заочного тура все же считает «одним из самых больших зол», в беседе с корреспондентом «МН» отметил, что главное — это доступность проверки результатов. «Основные жалобы на апелляциях идут на то, как оценена работа, а не на сам процесс, в отличие от ЕГЭ», — пояснил Канторович. При этом на стадии апелляции никаких наблюдателей нет, в отличие от  ЕГЭ  — это, по мнению эксперта, следовало бы исправить. Абитуриенты-«прохиндеи», по словам Канторовича, есть как среди поступивших по результатам  ЕГЭ, так и по олимпиадам, хотя по статистике  ВШЭ  среди последних их все-таки меньше.

Сомнительные итоги могут быть даже на Всероссийской олимпиаде — так, один поступивший в ВШЭ призер набрал в ходе сдачи  ЕГЭ по тому же предмету лишь около 30 баллов, но не взять его по закону вуз не мог. Григорий Канторович, который также является членом центрального комитета Всероссийской олимпиады, рассказал, что «в последнее время идут жалобы, причем не на финальные, а на более ранние туры». «Родители пишут, что, например, на городские туры организаторы «отбирают своих», неправильно оценивают». Все это «как на выборах, к сожалению, везде в стране надо добиваться высокой честности», заключил завкафедрой НИУ ВШЭ.

«Одного доверия мало — нужен жесткий контроль»
Лев Любимов, заместитель научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В свое время, когда я был членом оргкомитета Всероссийской олимпиады по экономике, я регулярно настаивал на том, что проведение 4–5 туров олимпиады и ее финала должны мониториться на том же уровне безопасности, что и ЕГЭ. На едином госэкзамене принимаются хотя бы какие-то меры: секретные пакеты с заданиями, наблюдатели. Что касается олимпиад — там нет никакой системы безопасности, полное доверие к тем, кто их проводит.

Я руководил организацией Всероссийской олимпиады около 15 лет, и от меня в Минобрнауки требовали, например, чтобы за два месяца до ее проведения в 80 регионах мы направили туда примерные задачи. Пакеты с заданиями для ЕГЭ вскрывают в тот же день, а нам предлагали заранее послать — понятно, что дальше происходит в нашей стране. На этапе самого финала я за олимпиаду не беспокоился — там так же жестко, как с поступлением в ВШЭ: ни один блатной не пройдет.

Семь-восемь лет назад придумали, что олимпиада должна курироваться образовательным руководящим органом того региона, где она проводится территориально. А провести финал в Москве сложно — нет такого места, где можно поселить 300 человек и обеспечить их аудиториями. Поэтому весной мы обычно снимали какой-нибудь дом отдыха в Московской области и потом согласовывали это с министром образования. Однажды нам предложили предоставить площадку для проведения финала в регионе, а когда олимпиада закончилась и надо было оглашать результаты, мне начали говорить: вставьте еще восемь человек в список победителей. Естественно, я отказался — я не тот человек, которого можно испугать. Министр образования этого региона три недели не подписывал окончательное решение о подведении итогов, ко мне опять приехал от него делегат: впишите этих людей. Но еще через пять недель все-таки подписали.

То же самое с вузовскими олимпиадами — если меня спросят, доверяю я им или не доверяю — как бы я ни доверял, должен быть внешний контроль. Скажем, «Вышка» всегда могла сказать, что в тех ребятах, которые выиграли олимпиаду по экономике, мы не ошибались — была прозрачная, открытая технология. А вот что у других происходило, я не знаю. После поступления абитуриентов надо сопоставлять баллы ЕГЭ, результаты олимпиад и итоги учебы за полгода, а лучше за год. Если есть заметная разница — делать выводы.

Вообще олимпиад желательно иметь как можно больше, и не только по школьным предметам. Несколько лет назад у нас была прекрасная олимпиада по предпринимательству, я бы ввел еще и по философии, и по социологии, по политологии — если человек идет на факультет политологии в МГИМО и является победителем такой Всероссийской олимпиады, что в этом плохого? Чем больше олимпиад, тем больше у детей шансов показать себя.