• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Система крепостного права

РИА Новости. 16 января 2012

На заседании экспертной группы по доработке «Стратегии-2020» обсудили, должно ли финансирование вузов зависеть от успешности трудоустройства выпускников по специальности.

«Сегодня до 50% выпускников вузов не находят работу, в которой бы они применяли профессиональные навыки, и значительная часть из них не собирается искать подобную работу», — отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании экспертной группы по доработке «Стратегии-2020». Национальный мониторинг трудоустройства выпускников вузов (учета карьеры и доходов) — это выход, магистральный путь оценки ситуации на рынке труда», — считает он. По мнению Кузьминова, необходимо отслеживать трудовую жизнь в течение пяти лет после окончания вуза посредством опросов самих выпускников. По итогам мониторинга одни вузы будут поощрены, а состоятельность других будет поставлена под вопрос.

Сайт strategy2020.rian.ru провел опрос: «Считаете ли вы, что финансирование вузов должно зависеть от того, работают ли его выпускники по специальности?». Более половины респондентов (около 54%) согласны с данным утверждением. Чуть более 40% опрошенных считают, что финансирование вуза не должно зависеть от того, работают ли его выпускники по специальности.

«Я категорически не согласен с этим утверждением, — заявил проректор РАНХиГС Иван Федотов. — Эффективность работы вузов можно рассматривать по разным критериям, например, по востребованности выпускников у работодателей, по росту заработной платы в краткосрочном и среднесрочном периоде и так далее». «Выпускники идут повышать свою квалификацию и переучиваться в соответствии с требованиями рынка — это нормально, успешный человек должен учиться всю жизнь», — сказал он

Как отметил эксперт, Болонская система образования подразумевает, что за четыре года бакалавриата человек получает базовые знания и определяется, какие специальные знания ему нужны для карьеры. «Хочу напомнить, что в современном мире многие молодые люди поступают учиться на направления подготовки, которые устаревают или вообще не будут нужны через шесть лет, и, наоборот, — на момент поступления в вуз многих специальностей еще вовсе не существует», — подчеркнул Федотов.

«Если человек всю жизнь работает по специальности, то это, как правило, неуспешный человек. Финансировать вузы по этому критерию — стратегическая ошибка», — добавил он.

Заведующий отделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев также считает, что выпускников вузов не надо привязывать к специальности, которую они получают. «Образование существует для того, чтобы человек раскрылся», — отметил эксперт. По его словам, человек может в течение четырех лет прослушать 50 курсов по специальности, а 10 — по другим дисциплинам и понять, что одна из последних ему ближе. «Если, опираясь на то, что он получил в этом вузе по специальности, которая якобы непрофильная, человек пошел работать, вносит вклад в ВВП, содержит семью, воспитывает детей, начальство им довольно, то система образования сделала хорошее дело», — сказал Афонцев. «А выяснять, устраивать из системы образования систему крепостного права — это ограничение экономической свободы», — добавил эксперт.

Советник ректора НИУ ВШЭ Григорий Андрущак полагает, что от подобного решения пострадают те вузы, выпускники которых имеют плохие шансы трудоустроиться по специальности. Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, наибольшие проблемы с трудоустройством наблюдаются у инженеров, и, соответственно, инженерные вузы пострадают в первую очередь. «Помимо инженерных пострадают еще аграрные, педагогические вузы, в меньшей степени — вузы, реализующие естественно-научные программы обучения», — отметил эксперт.

«Положение классических университетов при такой системе распределения бюджетных средств окажется незавидным. Дело в том, что они реализуют большое количество специальностей, и все из них не могут быть одинаково перспективными с точки зрения трудоустройства выпускников», — добавил он. Выиграет же, по мнению эксперта, небольшая группа узкопрофильных вузов.

Кроме того, Андрущак считает, что норма, при которой бюджетное финансирование зависит от трудоустройства выпускников вуза по специальности, не может быть работоспособной в текущих условиях. «В зарубежных странах об успешности работы вуза судят по доходам его выпускников, но на сегодняшний день мониторинга трудоустройства и заработков, который бы позволил достоверно оценить заработки выпускников отдельных образовательных программ в каждом российском вузе, не существует», — сказал он.

«Одним из определяющих критериев финансирования вузов должны быть независимые рейтинги работодателей», — уверен Федотов. «Только работодатель может определить, хочет он брать выпускников конкретного вуза или нет, владеют они достаточными знаниями и навыками и способностью к самообучению или нет», — считает проректор РАНХиГС.

По словам советника ректора НИУ ВШЭ, пожалуй, единственным работоспособным, с точки зрения экспертов группы №7 по доработке «Стратегии-2020», косвенным индикатором качества образовательных программ вузов является интерес к этим программам со стороны абитуриентов. «Сегодня проще всего измерить этот интерес баллами по ЕГЭ среди поступивших: чем больше студентов пришло в вуз на образовательную программу, тем больше вероятность того, что вуз сможет выбрать из них тех, у которых высокий балл по ЕГЭ», — отметил Андрущак.

По его мнению, наряду со средним баллом по ЕГЭ число победителей и призеров олимпиад — прямой показатель того, что выбирают наиболее талантливые и хорошо разбирающиеся в интересующих их предметах школьники. «Странно было бы утверждать, что они выбирают вуз, не ориентируясь на его качество», — заключил эксперт.