• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпринимательская пассивность

Московские новости. 24 января 2012

Как показывает глобальный мониторинг предпринимательства (GEM), Россия отстает от других стран по числу желающих заняться бизнесом. Комментарий декана факультета социологии ВШЭ, руководителя российской части GEM в 2011 году Александра Чепуренко.

В России очень мала доля бизнесменов, и растет она хуже, чем в большинстве других стран мира. Такой вывод сделан в глобальном мониторинге предпринимательства (GEM), очередные результаты которого были представлены на прошлой неделе в Сан-Франциско. Исследователи выяснили, что причина предпринимательской пассивности не в паталогической нелюбви россиян к частному бизнесу, а в трезвой оценке условий для развития индивидуальных проектов. Ответственным за недружественную для бизнеса среду назначено государство.

В ежегодном исследовании GEM 2011 года выводы сделаны на основе опроса 140 тыс. граждан трудоспособного возраста в 54 странах мира. В России исследование проводилось ВШЭ, сотрудники которой учли мнение 7,5 тыс. человек, репрезентативно представивших население от 18 до 64 лет.

Основным показателем предпринимательской активности в GEM считается доля граждан, реализующих собственные бизнес-проекты менее трех лет. В России таковых всего 4,6%, причем половина этих предпринимателей только начинает свое дело. Только в Дании этот показатель на нашем уровне, а в Словении он ниже — 3,7%. Мы заметно отстаем от других активно развивающихся стран: в ближайшей к России Малайзии 4,9% населения начали новый бизнес, а в Китае и Чили доля «молодых» бизнесменов подтягивается к четверти населения. Да и в большинстве развитых стран в новом бизнесе пробует себя куда большее число граждан: от 10-12% в Австралии и США, более 5% — в Японии, Франции, Швеции. Однако здесь может срабатывать своеобразный эффект насыщения: во всех этих странах в несколько раз больше доля граждан, уже владеющих вполне устойчивым бизнесом: у нас это 2,8%, в США и Австралии — 9,1%, в Греции — почти 16% населения. По доле хозяев давно работающего бизнеса даже в своей группе мы опережаем только Венгрию и Южную Африку.

Мало того, что бизнесменов у нас немного. Мы сильно отстаем по темпам роста их численности. Несмотря на ожидания второй волны кризиса, доля начавших новый бизнес в мире в 2010-2011 годах заметно выросла — у наших соседей по активно развивающимся рынкам на 25%, в развитых странах — на 22%. В России этот показатель тоже увеличился, но всего на 5%. В своей группе стран мы оказались последними. «Наша страна драматически отстает по уровню предпринимательской активности не только от всех остальных стран БРИКС, но и от большинства стран Восточной Европы», — делает вывод декан факультета социологии ВШЭ, руководитель российской части проекта в 2011 году Александр Чепуренко. По его словам, дело не только в низком уровне развития предпринимательства у нас в стране. Россияне не верят в возможность позитивных изменений условий для развития частного бизнеса в ближайшем будущем.

Это подтверждается долей готовых заняться своим бизнесом. России по этому показателю удалось опередить лишь Объединенные Арабские Эмираты. Там раздумывают над открытием своего дела 2,4% населения, у нас — 3,6% (см. карту). В лидеры по этому показателю вышла Колумбия, где потенциальными бизнесменами являются 56% граждан (в Китае — 43%).

По уровню человеческого капитала, своим деловым качествам российский предприниматель ничем не уступает гражданам других стран, заверил Чепуренко. Более того, в России довольно высока доля тех, кто бизнесом решил заняться по собственной воле, для повышения доходов или ради самореализации, — 42%. Обстоятельства заставили это сделать 27% новых предпринимателей. Кроме того, у России на уровне выше среднего по нашей группе стран находится большинство показателей, характеризующих нацеленность предпринимателей на рост и инновационное развитие, в том числе выше, чем в Китае и других странах БРИКС. Мешает им среда, за формирование которой ответственно государство, — коррупция, монополизация рынков, рейдерство. Многих привлекает своей стабильностью постоянно растущий нерыночный сектор — госкорпорации, госаппарат.

Исследование развенчивает миф, что предпринимательство у нас плохо развивается из-за негативного отношения населения: 64,5% россиян видят в частном бизнесе перспективы для хорошей карьеры, а 65,3% признают высокий общественный статус достигших успеха предпринимателей. По этим показателям мы опережаем многие самые развитые страны мира.

Наш предпринимательский потенциал может быть недооценен из-за большого теневого сектора, опасается Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Но в то же время он объясняет слабость проникновения бизнес-настроений в общество традиционным господством в нашей экономике крупных и средних предприятий.