Предпринимательская пассивность
Как показывает глобальный мониторинг предпринимательства (GEM), Россия отстает от других стран по числу желающих заняться бизнесом. Комментарий декана факультета социологии ВШЭ, руководителя российской части GEM в 2011 году Александра Чепуренко.
В России очень мала доля бизнесменов, и растет она хуже, чем в большинстве других стран мира. Такой вывод сделан в глобальном мониторинге предпринимательства (GEM), очередные результаты которого были представлены на прошлой неделе в Сан-Франциско. Исследователи выяснили, что причина предпринимательской пассивности не в паталогической нелюбви россиян к частному бизнесу, а в трезвой оценке условий для развития индивидуальных проектов. Ответственным за недружественную для бизнеса среду назначено государство.
В ежегодном исследовании GEM 2011 года выводы сделаны на основе опроса 140 тыс. граждан трудоспособного возраста в 54 странах мира. В России исследование проводилось ВШЭ, сотрудники которой учли мнение 7,5 тыс. человек, репрезентативно представивших население от 18 до 64 лет.
Основным показателем предпринимательской активности в GEM считается доля граждан, реализующих собственные бизнес-проекты менее трех лет. В России таковых всего 4,6%, причем половина этих предпринимателей только начинает свое дело. Только в Дании этот показатель на нашем уровне, а в Словении он ниже — 3,7%. Мы заметно отстаем от других активно развивающихся стран: в ближайшей к России Малайзии 4,9% населения начали новый бизнес, а в Китае и Чили доля «молодых» бизнесменов подтягивается к четверти населения. Да и в большинстве развитых стран в новом бизнесе пробует себя куда большее число граждан: от 10-12% в Австралии и США, более 5% — в Японии, Франции, Швеции. Однако здесь может срабатывать своеобразный эффект насыщения: во всех этих странах в несколько раз больше доля граждан, уже владеющих вполне устойчивым бизнесом: у нас это 2,8%, в США и Австралии — 9,1%, в Греции — почти 16% населения. По доле хозяев давно работающего бизнеса даже в своей группе мы опережаем только Венгрию и Южную Африку.
Мало того, что бизнесменов у нас немного. Мы сильно отстаем по темпам роста их численности. Несмотря на ожидания второй волны кризиса, доля начавших новый бизнес в мире в 2010-2011 годах заметно выросла — у наших соседей по активно развивающимся рынкам на 25%, в развитых странах — на 22%. В России этот показатель тоже увеличился, но всего на 5%. В своей группе стран мы оказались последними. «Наша страна драматически отстает по уровню предпринимательской активности не только от всех остальных стран БРИКС, но и от большинства стран Восточной Европы», — делает вывод декан факультета социологии ВШЭ, руководитель российской части проекта в 2011 году Александр Чепуренко. По его словам, дело не только в низком уровне развития предпринимательства у нас в стране. Россияне не верят в возможность позитивных изменений условий для развития частного бизнеса в ближайшем будущем.
Это подтверждается долей готовых заняться своим бизнесом. России по этому показателю удалось опередить лишь Объединенные Арабские Эмираты. Там раздумывают над открытием своего дела 2,4% населения, у нас — 3,6% (см. карту). В лидеры по этому показателю вышла Колумбия, где потенциальными бизнесменами являются 56% граждан (в Китае — 43%).
По уровню человеческого капитала, своим деловым качествам российский предприниматель ничем не уступает гражданам других стран, заверил Чепуренко. Более того, в России довольно высока доля тех, кто бизнесом решил заняться по собственной воле, для повышения доходов или ради самореализации, — 42%. Обстоятельства заставили это сделать 27% новых предпринимателей. Кроме того, у России на уровне выше среднего по нашей группе стран находится большинство показателей, характеризующих нацеленность предпринимателей на рост и инновационное развитие, в том числе выше, чем в Китае и других странах БРИКС. Мешает им среда, за формирование которой ответственно государство, — коррупция, монополизация рынков, рейдерство. Многих привлекает своей стабильностью постоянно растущий нерыночный сектор — госкорпорации, госаппарат.
Исследование развенчивает миф, что предпринимательство у нас плохо развивается из-за негативного отношения населения: 64,5% россиян видят в частном бизнесе перспективы для хорошей карьеры, а 65,3% признают высокий общественный статус достигших успеха предпринимателей. По этим показателям мы опережаем многие самые развитые страны мира.
Наш предпринимательский потенциал может быть недооценен из-за большого теневого сектора, опасается Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Но в то же время он объясняет слабость проникновения бизнес-настроений в общество традиционным господством в нашей экономике крупных и средних предприятий.