• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нет жизни без диплома

Московские новости. 14 марта 2012

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 80 процентов россиян видят своих детей дипломированными выпускниками вузов. Комментарий директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной.

80 процентов россиян видят своих детей дипломированными выпускниками вузов. Такие данные показал свежий опрос ВЦИОМ. Только 12% наших сограждан считают, что их дети смогут быть успешными с дипломом техникума или колледжа. Это убеждение явно противоречит намерению власти множить число «синих воротничков» и повышать престиж рабочих профессий.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) стабильно фиксирует стремление наших соотечественников к вузовским дипломам. Исследование показало, что большинство россиян (62%), как и прежде, считают, что их дети должны иметь законченное высшее образование. Еще 6% надеются, что дети закончат аспирантуру, получат ученую степень.

12% опрошенных полагают, что для жизненного успеха достаточно получить степень бакалавра или неоконченное высшее образование (3-4 курса). Но ВЦИОМ напоминает, что в 2002 году такой позиции придерживалось 6% респондентов. Диплом техникума или колледжа прочат своим детям также 12% участников опроса (в 2002 году — 17%). Лишь 2% считают достаточным полное среднее образование (против 6% в 2002 году).

Молодые респонденты чаще высказываются за обязательность высшего образования у своих детей. Люди в возрасте чаще считают нормальным наличие только среднего специального образования у детей или внуков. Предсказуемо, что имеющие диплом о высшем образовании хотят, чтобы и их дети отучились в вузе. Граждане, окончившие только школу или техникум, чаще остальных считают оптимальным повторение детьми своего сценария.

Ориентированность россиян на всеобщее высшее образование оправданна, но власти все же следует повышать привлекательность техникумов и колледжей, считает руководитель Института развития образования Высшей школы экономики, эксперт программы «Стратегия-2020» Ирина Абанкина. «Мотивация людей к образованию — это большой ресурс страны, он необходим, чтобы построить постиндустриальную экономику знаний. Радует и высокая важность аспирантуры. В то же время надо помнить, что уровень программ среднего специального образования повышается, развивается прикладной бакалавриат, который становится первой ступенью высшего образования. И в сервисной экономике такой уровень вполне приемлем, его хватает, чтобы человек был успешен», — уверена Абанкина.

Эксперт признает, что создание программ прикладного образования вызвано отрицательным имиджем российских техникумов и колледжей. «Остается стереотип, что только диплом о высшем образовании приводит к успеху. Такой сигнал дает людям и рынок труда. Работодатели, даже понимая, что наличие высшего образования у персонала не обязательно, все равно его требуют. Это неправильная тенденция», — полагает Ирина Абанкина.

«Россияне не ошибаются, говоря, что желают дать своим детям высшее образование. Эта тенденция актуальна для США, Скандинавии, Южной Кореи и других развитых стран, которые на самом деле развивают инновационную экономику. Люди это чувствуют, в отличие от тех, кто разрабатывает образовательные стратегии в нашей стране», — считает член комитета по образованию Госдумы, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин.

По его мнению, решение власти заменить систему начального профобразования на прикладной бакалавриат не приведет к популярности рабочих профессий, а только снизит качество преподавания узкоспециальных дисциплин. «Бакалавриат, каким бы он ни был, предполагает упор на общие предметы, а в техникуме все наоборот. Если это двухгодичный курс после 11-го класса — то там в основном только «рабочие» предметы, если четырехлетка после девятого класса — то минимум школьных предметов и специальные дисциплины», — говорит Смолин.

Напомним, что новый закон «Об образовании» действительно предусматривает ликвидацию начального профобразования как отдельного уровня, но сами программы профподготовки будут сохранены. По замыслу авторов закона, их смогут предоставлять и общеобразовательные школы, и центры присвоения квалификации, и учреждения среднего профессионального образования, и даже вузы.