• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг прозрачности сайтов вузов — 2012: результаты первого этапа

РИА Новости. 27 марта 2012

Большинство российских университетов своевременно предоставили абитуриентам данные о приемной кампании 2012 года, свидетельствуют данные первого этапа мониторинга открытости сайтов государственных вузов для абитуриентов, проведенного НИУ Высшая школа экономики и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Выпускники российских школ этого года до 1 марта должны были определиться с предметами для сдачи единого государственного экзамена и подать заявление. Для того чтобы школьники смогли понять, по каким предметам им необходимо иметь результаты ЕГЭ для поступления в вузы, учебные заведения должны были разместить на своих сайтах правила приема и перечень вступительных экзаменов по специальностям.

Пятибалльная система

В 2012 году первый этап мониторинга открытости сайтов вузов проводился 27-29 февраля. Авторы исследования оценивали наличие на сайтах университетов правил приема в текущем году, перечня направлений подготовки, списков вступительных испытаний ЕГЭ для каждого направления. По каждому из критериев присуждалось 5 баллов.

Авторы исследования оценивали свежесть размещенных материалов по дате публикации. В случае, когда даже год, к которому относятся материалы, установить было невозможно, баллы не начислялись, как и за сведения 2011 года.

Согласно данным мониторинга, 94,6% высших учебных заведений (495 из 523) на своих сайтах разместили всю информацию, необходимую для абитуриентов, 2,5% — не обновили данные, у 1,4% вузов на сайте отсутствуют либо правила приема на этот год, либо перечень направлений или вступительных испытаний, у 1,5% — сайт во время проведения мониторинга не работал.

В ходе изучения сайтов эксперты выявили ряд недостатков. Среди них, предоставление информации в разных форматах, что, по мнению разработчиков мониторинга, может вызывать неудобства для абитуриентов. Одни вузы всю информацию сообщают в правилах приема, другие — размещают отдельно. Также распространена ситуация, когда все данные на сайте есть, но размещены таким образом, что их трудно найти.

В рамках мониторинга удобство размещения информации на сайте не оценивается, но авторы исследования обратили на это внимание, особенно в преддверии начала подачи документов в вузы, когда скорость нахождения информации на сайте абитуриентом особенно значима.

Пределы совершенства

По мнению проректора Высшей школы экономики Григория Канторовича, у вузов есть большие резервы для повышения их прозрачности.

«Например, Вышка уже 7 лет в ходе приемной кампании ежедневно вывешивает на сайте списки подавших заявление абитуриентов. Благодаря этой практике такая ситуация, как случилась в прошлом году во Втором меде, у нас просто немыслима. Благодаря ежедневно обновляемым спискам такие нарушения у нас сразу же заметили бы и дети, и их родители», — отмечает проректор.

Он полагает, что возможно, что после того скандала и другие вузы захотят ежедневно обновлять списки абитуриентов, чтобы не было подозрений о подобных махинациях.

«Правда, пока, к сожалению, почти никто из вузов не спешит внедрять такую практику. А между тем, это было бы эффективно. После ситуации с медвузом государство решило создать единую систему контроля подачи заявлений абитуриентами, но контролировать поручено чиновнику, а если сделать эту информацию полностью открытой и регулярно обновляемой, то следить за тем, чтобы не было нарушений стали бы миллионы», — считает Канторович.

Необходим также еще и мониторинг прозрачности и полноты информации о вузе на английском языке, отмечает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Мои ученики озаботились анализом этого вопроса и обнаружили, что почти о всех наших вузах невозможно найти на их сайтах и вообще в интернете полноценной информации. Часто нельзя узнать ни условия поступления, ни программы обучения, ни другую жизненно важную информацию», — полагает Абанкина. По ее мнению, это может быть серьезным минусом в глазах иностранного работодателя, к которому пытается устроиться на работу выпускник российского вуза.

Также она отмечает, что некоторые учебные заведения так и не научились работать в мировой сети. «Очень часто вузам кажется, что у них сайт живой и работающий, а на самом деле он не живой и не работающий, он не помогает школьникам, абитуриентам, студентам, их родителям, работодателям получить максимум необходимой им достоверной информации об этом учебном заведении», — считает директор института.

По ее мнению, мониторинг прозрачности сайтов позволяет избавиться от этих иллюзий, исправить изъяны и посмотреть насколько вуз в вопросах удобности и полноты информации идет в ногу со временем.