• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что надо сделать новому правительству

Ведомости. 21 мая 2012

Большинство вновь назначенных министров — это, безусловно, сильные профессионалы, имеющие опыт в своих сферах. Я не сомневаюсь, что эффективен будет Сурков как глава аппарата — он человек, который умеет добиваться конкретного результата. Очень сильный аппаратчик Александра Левицкая, которая уже была первым замом руководителя аппарата правительства, когда Медведев делал нацпроекты, — она снова возвращается на этот пост. Очень хорошие новые министры здравоохранения и образования и науки Вероника Скворцова и Дмитрий Ливанов, Максим Топилин достойный профессионал.

Главная задача — провести комплекс «перезревших» реформ в организации социального сектора. Здесь есть простая и сложная части. Относительно простая — это образование и здравоохранение. «Инвестиционный» вариант реформ образования и здравоохранения, который предлагался авторами «Стратегии-2020» и был принят в статьях Путина, требует значительных бюджетных затрат — дополнительно 2% ВВП в год. Если правительству удастся выдержать бюджетные приоритеты — тогда все получится. В составе правительства для этого и министры вполне адекватные, и вице-премьер хороший.

Сложности начинаются, когда мы переходим к пенсиям и поддержке бедных, а также к трудовым отношениям. Здесь нет комитмента власти на эффективные реформы — а тянуть дальше нельзя. Я очень сочувствую Ольге Голодец, которая будет за это отвечать в правительстве. Надежда на ее внимание к конкретным вопросам, к человеческим реакциям на политику — это в социалке самое главное.

Вторая задача — формирование современной инфраструктуры. Если с информационными технологиями у нас неплохо, то транспорт и ЖКХ в тяжелом состоянии. В экономических центрах катастрофически мало дорог, и они плохие и плохо обслуживаются. Развитие инфраструктуры потребует еще 2% ВВП, а готовность населения платить дополнительно очень низкая. Скорее всего, средства надо будет искать в бюджете или направлять доходы от приватизации и даже от размещения резервов. Эта задача может быть решена только новым министром экономики Андреем Белоусовым, усилий отраслевых министерств здесь недостаточно.

Третья задача — формирование собственной фискальной базы регионов и передача туда целого ряда федеральных мандатов. Политически задача сложная — ведь ее реализация неизбежно ведет к усилению дифференциации регионов в зависимости от экономической активности. Пока что власть пытается компенсировать это, создавая зоны прямой бюджетной поддержки (и прямого управления из центра в проблемных регионах). В правительстве Медведева к «кавказскому» узлу добавился «дальневосточный».

Четвертая — перевооружить армию так, чтобы поднялась промышленность и наука. И чтобы они поднялись правильно — не на основе углубления монополизма. У меня большие надежды на Рогозина.

И наконец, пятая задача. «Чтобы со всем этим грузом мы попытались взлететь». Сократить бюджетные расходы заведомо не удастся. Доходы от приватизации будут ограничены во времени. Значит, надо обеспечить опережающий рост, улучшить бизнес-климат. А это задача, которая правительством, увы, не решается. Она решается президентом. Путин поэтому будет главным действующим лицом даже не в силу его харизмы и тяготения к экономическим вопросам. Просто развитие экономики напрямую связано с тем, будет ли перестроена судебная система, изменится ли лицо и поведение силовых ведомств, будет ли в России ощущение свободы. Экономике тоже нужно дышать.

 

Ярослав Кузьминов, Ведомости