• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты: России надо упростить визовую и налоговую систему для ученых

РИА Новости. 30 мая 2012

Заседание Международного консультативного комитета НИУ ВШЭ, в котором принимают участие ученые-эксперты из разных стран, проходит в Москве 30-31 мая. О том, какие проблемы существуют в современной российской системе высшего образования, о том, почему Россия пока не входит в первые сотни мировых рейтингов вузов, и шагах, которые ей для этого необходимо предпринять, рассказали в интервью РИА Новости директор и почетный профессор Центра международного высшего образования при Бостонском колледже Филип Альтбах и координатор проектов Всемирного банка в сфере высшего образования по Восточной Европе Джамил Салми.

— Расскажите, пожалуйста, по каким критериям составляются международные рейтинги вузов и какие параметры при этом учитываются?

Альбах: Существует три основных международных рейтинга, а также и национальные рейтинги. В настоящее время в России действует рейтинг Reuters. Помимо этого, Высшая школа экономики планирует составить еще один новый рейтинг. Россия составляет свои национальные рейтинги, потому что ей пока не удается достигнуть высоких позиций в мировых рейтингах, но хочется, чтобы у российских университетов был лучший имидж.

Если же говорить о международных рейтингах, то я хотел бы упомянуть QS, рейтинг издания The Times Higher Education (разработан совместно с Thomson Reuters — ред.) и Академический рейтинг университетов мира, который составляется в институте высшего образования Шанхайского университета. Для составления QS важна репутация университета — проводится опрос ученых по теме, какой вуз лучший; в Times учитывается как репутация, так и научные исследования, а шанхайский рейтинг основывается на фактических данных, и он самый объективный. Его единственное слабое место — то, что его составители отдают предпочтение англо-саксонским странам.

Салми: Предпочтение отдается и университетам, где развиты прикладные и естественные науки, и куда меньше внимания уделяется гуманитарным и социальным дисциплинам.

Альтбах: Могу привести в пример мой университет (Бостонский колледж), который занимает 28-е место в рейтинге национальных университетов. При этом мы не занимаем мест в международных рейтингах, поскольку у нас не развиты медицина и технические специальности.

— Что вы думаете относительно идеи выхода российских университетов в первые сотни мировых рейтингов? Как это реализовать? Что для этого необходимо сделать руководству университетов и потребует ли это вложения материальных и человеческих ресурсов?

Альтбах: По правде говоря, у российских университетов есть проблемы. Так, недавно было проведено сравнение зарплат ученых, и зарплаты преподавателей в России довольно низкие, российские ученые не могут выжить на свою зарплату. Я считаю, что до тех пор, пока российские университеты будут платить низкие зарплаты, они не смогут войти в первую сотню мировых вузов. Я хотел бы отметить и то, что российская система образования достаточно бюрократична, а чем меньше у университета независимости, тем сложнее ему попасть в мировые рейтинги. Под бюрократией я подразумеваю и чрезмерный контроль со стороны ректоров, и иерархию в должностном положении, и, в некоторых случаях, прямое влияние государства на не самые важные академические решения.

Салми: В свою очередь, я считаю, что слабость российской системы высшего образования заключается в ее обособленности от Российской академии наук. А ведь в лучших университетах мира обучение и исследовательская работа идут бок о бок.

Альтбах: Мы считаем, что лучшее образование именно в тех университетах, где есть и обучение, и исследовательская работа, в то время как в российской системе высшего образования это пока представляется сложным.

— Однако есть ли какие-то шаги, которые помогли бы России улучшить ситуацию в сфере образования?

Альтбах: Конечно, объединить академиков и университеты.

Салми: Необходимы и ресурсы. В последнее время российское руководство вложило немало средств в систему образования и исследований. Также, об этом уже упоминал профессор Альтбах, необходимо сделать более гибким и современным менеджмент в вузах. Вчера, когда я посещал один из университетов, мне сообщили, что ректор лично подписывает дипломы всем студентам. Считаю, что этот процесс необходимо модернизировать. Также следует решить и вопрос заработной платы преподавателей. Мировой академический рынок очень конкурентоспособен, и на сегодняшний день лучшие российские профессора сейчас не в России, они преподают в Гарварде или Оксфорде. В то время как конкурентоспособные зарплаты смогут привлечь как российских ученых, живущих за пределами страны, так и иностранных специалистов. Также России стоит упростить визовую и налоговую системы для ученых. В качестве примера — иностранному ученому, преподающему в Высшей школе экономики, приходится платить более высокие налоги, нежели его российским коллегам. Все эти факторы сделают российские вузы более привлекательными на мировом уровне. Также университетам, которые хотят улучшить свои позиции на внешнем рынке, стоит улучшить преподавание английского языка.