• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тесты поделят школьников на физиков и лириков

Вести FM. 14 августа 2012

Министерство образования и науки с 2015 года планирует ежегодно проводить комплексные тесты учащихся 8-9 классов, чтобы определить их склонности и помочь выбрать будущую профессию. В мониторинге будут участвовать как преподаватели школ, так и психологи. В итоге детей разделят на технарей и гуманитариев. Что даст эта система самим ученикам и насколько она объективна, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.

К чему лежит душа, ум, природные склонности и желания ученика, помогут определить учителя и психологи с помощью теста. Ученики расскажут о ценностях и приоритетах (друзья, семья, работа), о планах после школы (вуз, колледж или работа), об увлечениях и так далее. На основе этой информации определят, какое направление больше подходит школьнику: гуманитарное или техническое. Но это не значит, что они будут обязаны прислушаться, даже в случае несогласия с результатами, говорит директор Центра образования «Царицыно» №548, член общественной палаты Ефим Рачевский:

«Никто насильно на гуманитариев и технарей разделять не будет, если вдруг кто-нибудь не захочет выбрать вообще ничего, то имеет право и не выбирать. Умение выбирать — одно из сложных умений, так как за выбором — принятие решения».

Для тех, кто решение принял, то есть мнения тестирующих, самого ребенка и его родителей совпали, в расписании уроков ученика появляется больше предметов его профиля. Либо дети остаются в одном классе, какие-то занятия будут общими, а профильные — отдельными, либо после девяти лет обучения для учеников введут профильные классы. В Центре образования №548, например, по первому варианту действуют уже сейчас, рассказывает Ефим Рачевский:

«В 8-9 классе мы им вводим так называемые "элективные курсы" по выбору. За 2 года пробуя, ученик приходит к выводу, подходит ли ему это или нет».

Это очень условно. Определиться с будущим в школе могут далеко не все, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Зачастую школьник, мечтающий о юриспруденции, поступив на это направление, затем уходит в совершенно другую область. Важно не давить и стопроцентно настраивать на что-то, а помогать:

«Любое тестирование должно иметь только вспомогательную роль. Школа должна реализовывать интересы ребенка. У двух третей учеников есть более выраженные интересы».

У оставшейся трети могут меняться пристрастия, они могут простираться между техническим и гуманитарным полюсами. Потому делить на две колонны недопустимо, уверен Ярослав Кузьминов:

«Речь должна идти не о двух профилях, это очень убого и неправильно, речь должна идти о 5-6 профилях. Это точные науки, информатика, гуманитарный профиль, социально-экономический, технологический, биологический профиль».

При этом, как говорят все эксперты, должна быть не показуха, а реально работающая система профориентации. Ее прообразом была когда-то система приоритетов в советской школе — так называемые школы с углубленным изучением языков, математики, физики и так далее. Сейчас важно не просто выявить склонности, но и суметь развить их. Это должны быть сильные учителя-предметники, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов:

«Я уверен, можно будет найти учителей географии, истории, чтобы они могли читать продвинутые курсы. Вопрос в том, чтобы привести их в школу. Нужно будет поднять им заработную плату. Потому что хороший профессионал на те деньги, которые платят сейчас в школе, попросту не придет».

Немаловажна и роль психологов. Специалисты этого профиля должны хорошо знать учеников, их интересы и уметь и ненавязчиво помогать с выбором профессии, чтобы не было ситуации, когда после сдачи ЕГЭ вчерашний школьник отдает документы на биологический, экономический и филологический факультеты, искренне считая, что важен лишь престижный вуз, а специальность — дело десятое.

 

Источник: http://radiovesti.ru/articles/2012-08-14/fm/62609