• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нелюбимая работа

Ведомости. 16 августа 2012

Отношение наших соотечественников к работе противоречиво. Вроде бы недовольны оплатой и характером работы, но менять ничего не хотят. Лишь четверть работающих довольны вознаграждением за труд, и немногим более половины, 54%, получают профессиональное удовлетворение от работы. Около 40% считают свой труд опасным или относительно опасным. Но граждане почти не задумываются о смене специальности или рода деятельности.

Три четверти респондентов довольны режимом работы, две трети — выполняемыми обязанностями и продолжительностью дороги до работы.

От 58 до 64% опрошенных устраивают также стабильность работы и условия труда. Таковы результаты комплексного исследования условий жизни 24 000 человек из всех регионов страны, проведенного  Росстатом.

Получается, что многим нравится сам факт трудоустройства, но не процесс и результат работы. Менее других получают профессиональное удовлетворение от работы сотрудники с высшим образованием или степенью.

Эта неудовлетворенность — следствие нескольких причин. Одна из них — несоответствие запроса рынка труда и предложения специалистов, которых выпускает отечественная система высшего и среднего специального образования. По данным переписей 2002 и 2010 гг., число россиян, получивших высшее образование, выросло почти в 1,5 раза — со 162 до 234 человек на 1000 жителей. Однако полученных компетенций и навыков выпускникам вузов и техникумов часто не хватает, чтобы получить работу по специальности, указанной в дипломе. По данным  Росстата, по профессии работают 45%, близко к ней — 14,6%, около 40% работают не по специальности. Совместное исследование  Высшей школы экономики (ВШЭ) и  Росстата, где были сопоставлены дипломы и текущая деятельность 28 500 работающих россиян с высшим образованием, показало: не по специальности работает более половины выпускников вузов. Это значительно больше, чем в странах ОЭСР, где этот показатель не превышает 20-25%.

Отчасти дело в низком качестве образования во многих российских вузах и техникумах, чрезмерно узкой специализации в некоторых дисциплинах, устаревших программах обучения, которые остановились на уровне конца 1980-х. Однако дело не только в этом, но и в общей структуре современного рынка труда.

Ростислав Капелюшников из ВШЭ в работе «Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в  России: кто бежал быстрее?» отмечал, что в 2008 г. на 29 млн рабочих мест, требующих высшей квалификации, приходилось 39,3 млн работающих выпускников вузов. Проще говоря, отечественная экономика не обеспечивает места для всех специалистов. Еще одна проблема — очевидное неравенство зарплат в разных секторах экономики, в частности — низкое вознаграждение врачей, учителей и социальных работников.

Многие вынуждены работать на должностях техников, рабочих и обслуживающего персонала, теряя свою квалификацию и профессиональные навыки. Доволен ли дипломированный педагог работой администратора в гостинице, а инженер — работой охранника, вопрос риторический. Негибкое трудовое законодательство заставляет работодателей держать излишние штаты, мешает им сокращать неэффективных сотрудников и излишние рабочие места, заменяя их новыми, требующими более высокой квалификации. Государство мешает «созидательному разрушению» на рынке труда и сохраняет устаревшие производства и неэффективные компании с небезопасными условиями труда. Это провоцирует уход значительной части рынка труда в тень, где больше востребованы низкоквалифицированные работники.

Капелюшников отмечает, что сохранение неблагоприятного делового климата в России препятствует созданию значительного числа качественных рабочих мест. Если в среднесрочной перспективе ситуация с защитой собственности не изменится в лучшую сторону, издержки создания передовых производств и внедрения современных технологий останутся запретительно высокими. В таком случае Россию  ожидает рост числа образованных людей, вынужденных заниматься работой, не требующей высокой квалификации. Эти люди не смогут реализовать свои профессиональные навыки и амбиции. Они будут чувствовать себя лишними людьми в собственной стране. Чем больше таких людей, тем вероятнее перерастание экономической проблемы в социальную.