• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не тормози

Российская газета. 21 августа 2012

На сайте столичного департамента экономической политики и развития города опубликована стратегия развития города до 2025 года, значительная часть ее посвящена модернизации транспортной сети. Насколько она будет эффективной и что сможет сделать со знаменитыми столичными пробками, рассказал «РГ» один из разработчиков Стратегии-2025, заместитель директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Евгений Арсенов. От московского мэра ждут конкретных предложений по ликвидации транспортных проблем, причем не только за счет строительства новых дорог, но и более сбалансированного развития всей городской территории. Хотя в последние два года столичные власти обрушили на москвичей вал инициатив по преобразованию транспортной системы. Значит ли, что они не «срабатывают»?

— С приходом нового руководства в Москве сменились ориентиры по отношению к транспортной системе. И хотя транспортная ситуация в столице будет ухудшаться, надо отметить, что она не является специфической. Да, растет число автомобилей, но это процесс необратимый и естественный. Лет 50 назад такой же рост наблюдался в большинстве развитых стран мира, у них были те же проблемы. А рецепты стандартны. Приспособление городов к использованию автомобиля, развитие общественного транспорта, выработка у населения навыков правильного транспортного поведения. Результаты по этим сложным решениям обычно появляются через 10 — 15 лет настойчивой, затратной и не всегда популярной у населения работы.

— Что же конкретно у столицы в стратегических планах?

— Во-первых, развитие метрополитена: увеличение протяженности линий, рост пропускной способности, обеспечение пешеходной доступности к метро. Во-вторых, развитие пригородного железнодорожного сообщения: увеличение частоты движения поездов, увязка ЖД станций с новыми периферийными станциями метрополитена. В-третьих, нужно приспосабливать город к растущей автомобилизации — расширять дорожную сеть. . Одновременно снижение нагрузки от легкового транспорта. И много других задач, уже намеченных правительством Москвы. В их числе ужесточение режимов стоянки и остановки в центре, создание сети перехватывающих парковок для пересадки пассажиров, прибывающих из пригорода.

— Пересаживать надо, естественно, на общественный транспорт?

— Да, но для этого следует повышать привлекательность общественного транспорта. Автобусы в Москве уже в лидерах по комфорту — начиная с прошлого года интенсивно идет замена старых машин на современные низкопольные автобусы большой вместимости, с кондиционерами. Создаются приоритеты в движении для общественного транспорта, оборудуются выделенные полосы. И, конечно, создание транспортно-пересадочных узлов — планируется поэтапно реконструировать и оборудовать около ста ТПУ у станций метрополитена и железных дорог.

— А что с трамваем? Есть предложения по его возвращению? Пять — семь лет назад в Москве рельсы исчезали прямо на глазах...

— Да, порядка трети трамвайной сети было потеряно. Сейчас принято стратегическое решение создать 12 новых трамвайных линий, принципиально новых — с обособленными и малошумными путями, а также современными трамваями. По такому же пути должна пойти реконструкция сохранившейся сети. Работы на шоссе Энтузиастов уже начаты.

— Принято несколько законов, призванных убрать машины из центра города. Они уже заработали?

— Они, безусловно, помогут освободить центр, чтобы сделать его более приспособленным для пешеходов. Следующим шагом должны стать платные парковки. Это весьма действенный регулятор использования легковых машин в центре города. Готовятся документы, регламентирующие доступ автомобилей разных экологических классов в определенные части города.

— Кто и как это будет контролировать?

— Предложений несколько. Самое простое — вручную, органами ГИБДД. Более сложный вариант автоматическая регистрация, когда камеры видеонаблюдения распознают регистрационный номер автомобиля, по которому идентифицируется его экологический класс и соответственно назначается штраф.

— Сегодня в Москве средняя продолжительность дороги от дома до работы 66 минут. Его планируют сократить до 50 минут, но к 2025 году. А чего ожидать в ближайшие два три года?

— Сокращение времени один из наблюдаемых, но труднодостижимых показателей. В ближайшие два-три года реальной экономии времени ждать не приходится. Повезет только отдельным жителям города, которые будут пользоваться новыми линиями метро.