• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как вылечить здравоохранение в Москве

РБК daily. 22 августа 2012

Недавно агентство Bloomberg опубликовало рейтинг наиболее здоровых стран мира. Рейтинг спорный, можно серьезно дискутировать о том, насколько правильны критерии, положенные в его основу, и насколько правомерно авторы корректировали статистические данные. Но факт остается фактом — объявлено, что наиболее здоровыми странами являются Сингапур, Италия, Австралия, Япония и Израиль. И интуитивно с этим согласится большинство из тех, кто был в этих странах.

Россия в рейтинге заняла 97-ю позицию, сразу за Монголией, Бангладеш, Боливией и Тимором. Соглашаться с этим просто не хочется. Рейтинг можно пересчитать и для Москвы. Тогда окажется, что москвичи существенно здоровее остальных россиян и город мог бы рассчитывать уже на 85-е место в рейтинге, сразу за Гондурасом, Сальвадором, Ямайкой и Гватемалой. Как вам такой результат?

Мы много и часто говорим о том, что здравоохранение в России недофинансируется и это является причиной наших печальных рекордов. Однако в Москве здравоохранение никогда не было «падчерицей» у власти. Судя по бюджетным отчетам прежней администрации, на его нужды выделялось денег столько, сколько не снилось ни одному региону в России. Но при этом только каждый пятый москвич был доволен тем, как его лечат. Очереди в поликлиниках, хамство и низкая квалификация врачей, грязь и убожество в больницах — это реалии совсем недавнего прошлого. И деньги, которые выделялись, не решали копившихся годами проблем, да и не хватало почему-то этих громадных денег.

Конечно, за последние два года ситуация резко изменилась. Началась реконструкция больниц, закуплено много современной аппаратуры, в больницах увеличили финансирование лекарств и питания, серьезно оснастили скорую помощь, в поликлиниках ввели систему электронной записи. К концу года обещают внедрить электронную выписку рецептов. Это существенно разгрузит терапевтов и педиатров и, как считают в департаменте здравоохранения, повысит качество лечения, состояние здоровья и удовлетворенность москвичей медицинской помощью.

Я охотно соглашусь с тем, что повышение доступности и квалифицированности медицинской помощи вкупе с современными диагностическими приборами и лекарственными средствами существенно улучшат удовлетворенность пациентов. Однако проблема не в удовлетворенности медицинской помощью, а в ее результативности. Именно низкий уровень здоровья москвичей ставит нас в рейтинге ниже Гондураса. А вот результативность московской медицины существующие программы департамента здравоохранения повысить и не смогут.

Мне могут возразить, что ситуация в Москве по показателям здоровья выглядит лучше, чем в других регионах. Да, в городе, где преобладает более молодое, чем в других регионах, население, уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний будет ниже, чем в России. Но если сравнить показатели Москвы со средними показателями европейских стран, то ситуация начинает выглядеть отнюдь не так благополучно. При сравнимом финансировании медицины москвичи умирают от болезней сердца почти в три раза чаще жителей Евросоюза. Уровень первичной заболеваемости туберкулезом и ВИЧ в Москве многократно (в 5 и 12 раз) выше, чем в Европе.

Москва существенно опережает любой регион по ряду так называемых управляемых хронических заболеваний — болезней глаза, органов дыхания и костно-мышечной системы, заболеваний, связанных с нерациональным питанием, отравлений, травм. Эти недуги составляют более 50% общего бремени заболеваний москвичей, и особенно часто ими страдают дети. Это говорит о серьезных пробелах не только в службе здравоохранения, но и в образовании, и в общественном питании, и в экологическом надзоре, и в службе безопасности дорожного движения.

Некоторые проблемы вообще не зависят от того, какие поликлиники или больницы у нас будут. Они имеют глубокие социальные причины. Так, в городе, где 67% населения составляют жители работоспособного возраста, больше внимания должно быть уделено санитарному состоянию рабочих мест и условий труда москвичей, а также стимулированию работодателей (в том числе налоговому) на проведение программ оздоровления работников. Легко показать, что налоговые потери обернутся выигрышем в здоровье москвичей.

Далее. Известно, что основную роль в росте продолжительности жизни играет не столько деятельность учреждений здравоохранения, сколько переход к сберегающему здоровье образу жизни. Сейчас во всех развитых странах не проводятся кампании по дорогостоящей массовой диспансеризации жителей, поскольку показано, что социально-экономический эффект от таких мероприятий несравнимо меньше, чем затраты на него. Для бюджета Москвы было бы значительно эффективнее дотировать занятия спортом жителей, чем тратиться на лечение последствий гиподинамии и стресса.

Глубочайшая проблема России — алкоголизм. И Москва не исключение. Если мы хотим снизить уровень алкоголизма в городе, то помимо просветительских акций, направленных на профилактику, необходимо обеспечить тем, кто уже болен, доступ к эффективным лекарствам. А это требует нового подхода к формированию программ оздоровления. Да и для тех, кто не страдает зависимостями, тоже нужно серьезно пересмотреть лекарственную политику. Москве необходимо как можно быстрее переходить к системе возмещения стоимости лекарств при амбулаторном лечении для всего населения. К сожалению, в департаменте здравоохранения таких планов не предусмотрено.

Есть еще одна очень серьезная и тревожная тема — мигранты. Нужно серьезно ужесточить контроль за состоянием здоровья въезжающих, устранив возможность незаконного найма на работу мигрантов — носителей инфекционных заболеваний. В противном случае можно ожидать неуправляемого развития ситуации с инфекционной заболеваемостью в самом ближайшем будущем.

Можно долго продолжать список того, что в предыдущие годы выпадало из внимания правительства и что срочно необходимо сделать в Москве, чтобы улучшить здоровье москвичей и стать лидерами не только в России. Благодаря мэру города Сергею Собянину многие проблемы уже начали решаться. Но многое еще предстоит сделать — и наиболее важные решения отражены в подготовленной Стратегии-2025, которую Москве необходимо срочно реализовывать.

 

Лариса Попович, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ