• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стал министром - отвечай!

Учительская газета. 2012. № 39. 25 сентября

Ректор Высшей школы экономики считает, что отвечать за повышение вузовских заработных плат должно не только Министерство образования и науки РФ, но и сами вузы.

Президент России Владимир Путин по представлению премьера Дмитрия Медведева объявил выговор министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, министру регионального развития РФ Олегу Говоруну и министру труда и социальной защиты РФ Максиму Топилину. На совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы Владимир Путин высказал свое неудовлетворение тем, как реализуются поручения, содержащиеся в указах главы государства от 7 мая, напомнил о личной ответственности министров за свои ведомства и невыполнение распоряжений и поручил Дмитрию Медведеву разобраться с ситуацией и предложить наказание. Путин сказал так: «Я не буду делать это самостоятельно, имея в виду прямую подчиненность... Ничего личного». Президент пообещал и впредь внимательно следить за тем, как работают члены правительства, и «соответствующим образом реагировать на то, что происходит или не происходит, а должно было бы происходить».

Это о выговоре заявлено широко и публично, то, за что выговор, неизвестно, и тут можно только гадать. Гадания и идут столь же широко и публично. Хотя пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, видимо, понимая, какие тут могут быть домыслы, поспешил сообщить: «Это связано с зарплатами ученым и преподавателям вузов». Что думают по этому поводу в вузах?

Сергей РУКШИН, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, народный учитель Российской Федерации, член Общественного совета при министре образования и науки РФ:
- Иисус же взял на себя грехи людей - так почему же министрам не взять на себя грехи других? Я не говорю, что Ливанов не виноват - стал министром, так отвечай. Просто за эту взбучку он ответственности в полной мере не несет, а его наказывают не по совести, ибо по закону с него никто ничего не спросил. По официальной статистике, у нас из поручений президента выполняется не более 40%, и спрашивать надо в первую очередь не с министра образования и науки.

Александр ДЕГТЯРЕВ, председатель Комитета ГД РФ по образованию, недавний ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса:
- В стратегическом плане повышение зарплат преподавателям вузов и профессорам - сфера ответственности министра, потому что нормативная база формируется в недрах министерства, а фактическое исполнение - это ректор. Но у Ливанова сегодня нет дополнительной статьи для пополнения бюджетов университетов по фонду оплаты труда.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова:

- Даже в таком вузе, как Московский университет, зарплата по штатному расписанию и доцента, и ассистента, и профессора, безусловно, мала. Я могу сказать о средней зарплате профессорско-преподавательского состава (ППС) МГУ - она более 50 тыс. Это значит, что если взять всех профессоров и преподавателей и посчитать в среднем то, что они получают (зарплата, стимулирующие, другие способы доплаты), то цифра будет более 50 тыс. руб. По Москве - 44 тыс. Но у нас есть значительная часть научного персонала - 5000 человек, - и у них средняя зарплата, если сложить, меньше, чем у ППС, потому что они меньше могут зарабатывать на программах, грантах, в среднем имеют меньше, чем в среднем по Москве, на 1,5 тыс. руб.

Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:
- Ректоры, конечно, несут ответственность в том числе за уровень заработной платы преподавателей, но за бюджетную составляющую этой зарплаты ректоры не могут отвечать, потому что бюджетные ставки определяют соответствующими решениями вышестоящие организации. Другой вопрос о том, как распределяются средства, которые сами вузы зарабатывают на платных услугах, научных исследованиях, на грантах.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:
- В майском указе Владимира Путина есть пункт о повышении зарплат вузовским педагогам, и это положение, как и другие, содержащиеся в указе относительно образования, нужно выполнять. Весь вопрос в том, как и кто это должен сделать. Я думаю, что отвечать за повышение вузовских заработных плат должно не только Министерство образования и науки РФ, но и сами вузы. Но для этого у них должны быть средства. Между тем министерство считает, что для повышения зарплаты преподавателям высшей школы до средней в экономике региона уже в четвертом квартале 2012 года нужно до 7 млрд рублей, а Министерство финансов РФ готово дать только треть от этой суммы. Дмитрий Ливанов не раз ставил вопрос о том, что денег, которые предлагает Минфин, недостаточно, эти переговоры идут уже несколько месяцев, и, я думаю, Дмитрию Ливанову обидно, что он получил выговор. Я расцениваю это наказание как сигнал правительству в целом, потому что эти вопросы обсуждались на заседаниях правительства и пока не нашли решения. Надеюсь, что этот сигнал сработает.

Позиция Ярослава Кузьминова, который помимо ректорства еще возглавляет Комиссию по развитию образования Общественной палаты, в среду была поддержана советом этой организации, который отправил Владимиру Путину свое письмо с просьбой вмешаться в ситуацию и рекомендовать Правительству РФ пересмотреть бюджетные планировки, приведя их в соответствие с основными приоритетами экономической и социальной политики.
В письме, в частности, сказано так: «Представленный проект бюджета ставит под угрозу исполнение целого ряда указов Президента РФ, в частности, не позволяет обеспечить установленного уровня роста оплаты труда работникам социально-культурных отраслей - образования, здравоохранения, науки и культуры. Кроме того, в проекте существенно сокращается поддержка регионов, что делает невозможным решение проблем регионального развития. Недостаток средств к 2015 году в образовании, науке, здравоохранении не позволяет кардинально изменить положение в этих сферах, тогда как это абсолютно необходимо для решения проблем, стоящих перед нашей страной».


Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования:
- Выговор президента министру образования вызывает у нас определенное непонимание. Когда на заседании правительства рассматривался проект закона «Об образовании в РФ», Дмитрий Анатольевич спросил Дмитрия Ливанова, что должно быть предусмотрено в законопроекте, чтобы он положительно был воспринят в Думе. Дмитрий Викторович четко ответил: надо, чтобы были сохранены социальные льготы и чтобы указы президента, в которых говорилось о повышении зарплат, нашли отражение в законопроекте. Кто возражал? Минфин. Когда премьер-министр дал Минфину и Минобрнауки неделю на урегулирование разногласий, Дмитрию Викторовичу, очевидно, не удалось в одиночку отстоять эти позиции. Пример весьма показательный. Как бы министр ни хотел сделать что-то полезное для своей отрасли, учитывая разное финансовое положение регионов (а дифференциация у нас очень велика), вряд ли он один, без оперативного и согласованного взаимодействия всех федеральных органов исполнительной власти, может изменить ситуацию.

Евгений ВЕЧТОМОВ, профессор,  доктор физико-математических наук, заведующий  кафедрой Вятского государственного гуманитарного университета:

- Да, мы знаем о том, что 7 мая президент дал распоряжение поднять зарплату ученым и преподавателям вузов. Конечно, мы рады, что наконец на это обращено внимание на самом высоком уровне. Зарплата преподавателей унизительно мала. Доцент, работающий на одной ставке,  получает всего 13 тысяч. В данную сумму входят и базовая часть, и все доплаты, и 15-процентный северный коэффициент. У аспирантов - неостепененных преподавателей - уровень зарплат и того ниже.  Жить на эти деньги немыслимо, поэтому все стараются взять полторы или две ставки, найти возможность заработка на стороне. Профессор получает больше, но сумма тоже ниже некуда - 23-24 тысячи. Нигде в мире не платят так мало работникам высшей школы. Наши аспиранты любят и умеют преподавать, они в основном набирают часы в вузе и школах, а аспиранты непедагогических вузов уходят в коммерцию. На мой взгляд, оптимально было бы платить доцентам 30-35 тысяч, профессорам - 50 тысяч. Это позволило бы повысить качество преподавания, положительно сказалось бы на научной и исследовательской деятельности.

От редакции

Виктория МОЛОДЦОВА

Педагогическое сообщество замерло в изумлении: с советских времен вроде бы никто за неисполнение повелений высшей власти наказан не был. Понятно почему: высшая власть принимает решения, сама распределяет деньги. Нешто ей самой себя наказывать? Ну как-то не с руки.

Дмитрий Ливанов пришел тогда, когда градус недовольства в педагогическом сообществе поднялся пока не до критической, но все же до значительной отметки. Смешно полагать, что ему в бюджете и в самом деле дадут денег столько, сколько нужно для повышения зарплаты преподавателей высшей школы до пристойного уровня, а это значит, что ни о каком качестве образования речь не пойдет. Да, министр хочет сократить количество вузов, и понятно почему: не прибавляя денег, добиться увеличения оплаты труда педагогов и тем самым выполнить поручения президента. Министр думает, что все можно решить административным путем: убрать с российской карты одни высшие учебные заведения, поместить на ней другие - более крупные, объединенные, пригласить туда зарубежных лекторов, и все будет тип-топ. Молодой ишо, как говорили герои «Тихого Дона», жизни не знает. В том смысле, что пока еще не проанализировал должным образом, что же произошло за годы укрупнения вузов в регионах, что изменилось с созданием различных национальных и ведущих вузов, не говоря уже о том, что даже в стране в целом пока толком никто не знает, какие специалисты будут нужны в ближайшие 10-15 лет и, главное, зачем и кому они будут нужны. Но сделать это быстро и качественно Ливанову не с кем - в его распоряжении нет достойных профессионалов. В министерстве их нет, потому что многочисленные сокращения и трансформации заставили большинство таких людей уйти, и у Дмитрия Викторовича нет в ведомстве такого кадрового потенциала, какой был в свое время у Эдуарда Днепрова, Евгения Ткаченко, Владимира Кинелева и Владимира Филиппова. Нет практически сейчас и таких специалистов вокруг министерства, не считать же таковыми завзятых подхалимов и корыстных экспертов, которые решения предлагают, свои немалые деньги за это получают, а потом предпочитают отмалчиваться, предоставляя очередному министру за это отдуваться.
О роли интеллигенции, интеллектуального капитала речь не идет. Сегодня распространенная версия - образование исключительно оказывает услуги, качество которых должен оценивать потребитель. Очень смешно, когда говорят об этом в области дошкольного образования и начальной школы, где в одном случае потребитель сидит на горшке, а в другом - только-только от него оторвался. Но еще больший смех, правда, с горьким оттенком, вызывает призыв ориентироваться исключительно на работодателей. Попытка отдачи исключительно на откуп им формирования образовательной политики - глубочайшая ошибка, так как работодатель не исходит из перспектив, он в плену сиюминутных представлений и сиюминутных доходов, поэтому кадровые проблемы для него не играют никакой роли. Он знает, что за свои деньги всегда найдет специалистов, не будет их в стране, он их привезет из-за рубежа.
Проблема гастарбайтеров возникла по вине именно работодателей, их убогого непонимания и нежелания развивать отечественный рынок квалифицированных трудовых ресурсов. Понятно, что они берут пример с США и других мировых лидеров, но те привлекают высококлассных специалистов и платят им много, а наши привлекают работников числом поболе, квалификацией пониже.
Ливанов обречен потому, что ему предстоит разрушать отечественную систему образования, причем быстрыми темпами, а для этого у него не будет поддержки сначала снизу - в обществе и педагогическом сообществе, а потом и сверху, потому что, поставив ему такую задачу (Дмитрий Медведев неоднократно говорил, что вузов у нас слишком много, так что понятно, что будет делать с этой подачи Дмитрий Викторович), власти предержащие его потом и объявят виновником этой деятельности.
Первый шаг уже сделан - выговор объявлен, один канат обрублен, путь к отставке начат, впрочем, Дмитрий Ливанов все понимает и уже заявил, что отставки не боится, видимо, хорошо изучил историю предшественников на посту министра образования - никто из них по собственной доброй воле должность не покидал, всех меняли вышестоящие руководители. Впрочем, я допускаю, что великий политик Владимир Владимирович Путин все сделал не просто так, вероятно, он уже начал путь к отставке правительства, а в новом будут совсем другие министры и совсем другой председатель.

Из досье «УГ»


Напомним, что 7 мая 2012 года Владимиром Путиным был подписан целый ряд указов. Среди них указ «О мерах по реализации государственной политики в области  образования и науки» (см. «УГ» №20 от 15 мая 2012 года) и указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (см. «Мой профсоюз» №20 от 17 мая 2012 года). Они были направлены на совершенствование государственной политики  в области образования и науки и на  подготовку квалифицированных кадров с учетом требований инновационной экономики. Для этого Правительству РФ поручалось обеспечить целый ряд мер. Среди них:

- принять к сентябрю 2012 года меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей  от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения;

- провести до конца декабря 2012 года мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности ЕГЭ;

- повысить до конца июня 2012 года размер стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся за счет бюджетных ассигнований по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

- обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней  заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

P.S. К сентябрю 2012 года размер зарплаты преподавателей вузов, так же как и учителей общеобразовательных школ, должен был быть увеличен до средней зарплаты в соответствующем регионе.

Выговор Дмитрию Ливанову не остался незамеченным и в регионах. Оказалось, что там особых иллюзий по повышению зарплаты не питают.

Людмила ДОБРОЛЮБОВА, учитель истории средней школы №4 города Бор Нижегородской области, председатель первичной профсоюзной организации:
- Кажется, что с момента инаугурации президента прошло много времени, но на самом деле этот период можно считать наименее показательным. Конец мая и весь июнь учителя были кто на экзаменах, кто в лагерях, потом два месяца в отпусках, причем большинство моих коллег (и я не исключение) старались отвлечься и забыть о школьных проблемах, хотя, надо признать, это мало получалось. В начале учебного года начинаются организационные хлопоты. Поэтому заметить, а тем более почувствовать на себе какие бы то ни было изменения мы еще не успели. И не могу сказать, что резкие перемены меня бы лично порадовали.
Что касается зарплаты, то ее повышения мы не ждем - наоборот, боимся, не произошло бы понижения. В связи с новым положением об оплате труда это более чем реально. Как председатель профсоюза я изучаю все документы, касающиеся оплаты учительского труда. И иллюзий у меня нет.

Николай ЯВОРСКИЙ,  доктор физико-математических наук, профессор, директор специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета, заведующий  лабораторией в Институте теплофизики Сибирского отделения РАН:
-  На мой взгляд, после указа Президента РФ Владимира Путина «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» изменилось довольно многое, учитывая, что времени прошло совсем мало. Стипендии студентам повысились. Зарплата преподавателям пока нет. Зато началась работа по вхождению НГУ в топ-100 лучших вузов мира. По этому поводу недавно в Новосибирск приезжал заместитель министра образования и науки России Игорь Федюкин. Рейтинги есть разные, самые известные - газеты «Таймс», QS (Всемирный рейтинг университетов),  Шанхайский. Общее в том, что и МГУ, и НГУ везде  далеки от первой сотни. Но Новосибирский университет входит в число вузов России, которые Министерство образования и науки выбрало для отработки новых механизмов развития. Шансы у НГУ войти в топ-100 реальные.
Тема эта серьезная, касается всего - и проблем образования, и управленческих вопросов, и качества жизни, что особенно важно  для привлечения иностранных студентов. Надо уже сейчас вкладывать крупнейшие средства в развитие: строить новые кампусы для студентов, создавать новые исследовательские лаборатории. И зарплаты надо менять, чтобы привлекать зарубежных ученых. Будем работать. Главное - пошло движение. Здесь нужно максимальное объединение ресурсов с Сибирским отделением РАН.