• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качество приема в филиалы вузов: толковых абитуриентов стало меньше

РИА Новости. 8 ноября 2012

Средние баллы ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в филиалы российских вузов, ниже, чем у студентов головных университетов. Филиалы привлекают абитуриентов престижными направлениями подготовки, но часто дают менее качественное образование, чем те вузы, чье имя они носят. Таковы результаты мониторинга, проведенного специалистами НИУ ВШЭ совместно с РИА Новости.

Каждый год в конце осени наступает время традиционного подведения итогов летней приемной кампании в вузы. Специалисты из НИУ ВШЭ совместно с РИА Новости исследовали результаты набора студентов и подготовили мониторинг «Качество приема в филиалы государственных вузов-2012» в рамках проекта «Социальный навигатор».

Филиалы вузов сегодня часто обвиняют в низком качестве подготовки специалистов. Во многих из них негативный отбор абитуриентов происходит уже в момент приема. По данным мониторинга, средние баллы ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в филиалы, как правило, на 2-3 ниже, чем у принятых в головные вузы. Это вполне явный сигнал о более слабом уровне требований в филиалах.

Чему учат в дочерних вузах? Вне зависимости от профиля головного университета, самыми популярными направлениями в филиалах в этом году оказались «экономика», «юриспруденция», «менеджмент» и «государственное и муниципальное управление». Хотя бы одну из этих специальностей можно обнаружить практически в каждом филиале.

Стоит отметить, что авторы мониторинга обнаружили в России регионы, в которых филиалов больше, чем головных вузов. Но есть и такие места, где филиалов нет почти совсем. Интересно, что более половины головных вузов держат филиалы в своем же регионе.
 

Возникли в ответ на спрос
 

Филиалы крупных вузов, так же как вузы негосударственные, — это гибкая часть системы высшего образования, которая динамично подстраивается под меняющийся спрос, рассказала РИА Новости директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Татьяна Клячко.

Филиалы возникали и развивались как реакция на два процесса, пояснила эксперт. Во-первых, в 1970-е годы в стране произошел демографический всплеск, и увеличилось число людей, которые хотели получать высшее образование. Во-вторых, в 1990-е — начале 2000-х у россиян резко снизилась образовательная мобильность. Люди неохотно стали отправляться на учебу в другие города. Выросла популярность филиалов столичных вузов в провинции.

«Даже сейчас 86% респондентов, которых мы опрашивали, говорят о том, что они хотят получать высшее образование в своем регионе, — пояснила Татьяна Клячко. — Соответственно, создавались филиалы вузов, в том числе хороших и престижных, там, где был контингент, который по каким-то причинам не мог ехать в головной вуз».
 

Выпускников на всех не хватает
 

Сегодня ситуация изменилась. Если образовательная мобильность осталась невысокой, то основная причина существования филиалов — большое количество выпускников средней школы — в последние годы утратила свое значение. Сейчас в России резко сократилось число абитуриентов по демографическим причинам. На филиалы исчез спрос.

«Из школ еще несколько лет назад выходили ежегодно по 1 миллион 300 тысяч — 1 миллион 400 тысяч выпускников. Сейчас выпускаются 700 тысяч. И филиалы должны сокращаться, ужиматься, потому что прежнего спроса уже не будет», — рассуждает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

Сегодня, по мнению некоторых экспертов, охват выпускников школы высшим образованием из-за демографических обстоятельств приближается к 100%. Казалось бы, что здесь плохого? Но получение качественного высшего образования требует от студентов значительных усилий, к которым многие выпускники школ не готовы, и такой 100% охват превращается в пресловутую торговлю дипломами.

«Кроме того, если государство будет и дальше сохранять всю сеть вузов и их филиалов в прежнем объеме, то оно погубит среднее и начальное профессиональное образование. Потому что тогда плохие вузы будут принимать тех ребят, которые прежде шли учиться в техникумы и колледжи», — пояснила Татьяна Клячко.
 

Не все филиалы одинаково бесполезны
 

В июле президент Владимир Путин поставил перед Минобрнауки задачу — до конца 2012 года выявить все неэффективные государственные вузы, а до мая 2013 года — разработать и утвердить программу их реорганизации. Спустя две недели глава министерства Дмитрий Ливанов сделал громкое заявление о том, что в ближайшие два-три года число госвузов сократится на 20%, а их филиалов — на 30%.

Низкую эффективность вузов обычно связывают с невысоким качеством подготовки студентов, и в филиалах эта проблема действительно стоит довольно остро. Хотя, строго говоря, здесь нет однозначной зависимости: плохое качество преподавания можно встретить как в филиалах, так и в головных вузах, как в государственных, так и в частных, считают эксперты.

Все дело в том, что вузы открывают свои филиалы для того, чтобы решать разные задачи.

В идеальном случае в филиал ездят преподаватели головного вуза, читают там лекции и проводят семинары. Качество образования в таких филиалах бывает достаточно удовлетворительным и даже высоким. К числу успешно работающих филиалов, согласно рейтингам российских вузов, относятся, например, кампусы НИУ ВШЭ в Перми, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

«Преподаватели из Москвы приезжают к нам для того, чтобы проводить мастер-классы и семинары, — рассказала РИА Новости директор Пермского филиала НИУ ВШЭ Галина Володина. — В первые годы нашего существования эти визиты были гораздо более частыми, мы остро в этом нуждались, каждая лекция для нас была как мастер-класс. А сегодня такой острой необходимости нет. Мы приглашаем московских преподавателей тогда, когда это необходимо, особенно, если это уникальные профессора».

Стоит отметить, что в успешно работающих филиалах учебная программа не отличается по сложности от головного вуза, и дипломы они выдают одинаковые не только по букве, но и по сути.
 

Хочешь заработать? Открой филиал
 

Есть и другой подход. Популярный вуз создает филиал, набирает под свое громкое имя студентов-платников, зарабатывая на них деньги и не очень заботясь при этом о качестве преподавания и дальнейшей судьбе своих выпускников. Именно такое отношение к делу и порождает проблему плохой подготовки специалистов в филиалах.

«Если филиал создается для торговли брендом и для того, чтобы получить деньги на развитие головного вуза — это одна стратегия. Если для того, чтобы поднять качество и «выловить» хороших ребят в регионах — другая. Это объясняет, почему у хороших головных вузов филиалы бывают как хорошими, так и плохими», — подчеркнула Татьяна Клячко.

Большинство филиалов вузов, открывшихся в начале 1990-х гг в регионах по направлениям «экономика» и «менеджмент», создавались именно с целью зарабатывания денег, считает Галина Володина.

Теперь их судьба в руках государства, которое заявило о своих намерениях весьма недвусмысленно. Грядет массовое сокращение числа филиалов. Поднимет ли оно уровень высшего образования в стране? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, осталось уже недолго ждать.

1. Методика расчета

2. Описание выборки

3. Укрупненные группы направлений подготовки

 

Источник: http://ria.ru/ratings_academy/20121108/778372268.html