• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антикризисная политика России вписывается в общемировую картину

Финам FM. 14 ноября 2012

Изменение экономической ситуации в мире — в частности, превращение долговой проблемы развитых стран в долгосрочную — заставляет развивающиеся страны искать новые пути в экономической политике.

С одной стороны, они нацелены на защиту от внешних рисков и поиск новых драйверов роста, с другой — на перестройку структуры экономики, чтобы придать ей большую устойчивость при сохранении приемлемых темпов роста. Новое российское правительство в своих действиях по сравнению с конкурентами пока ничем ярким не выделяется, что очень хотелось бы списать на то, что оно пока «входит в курс дела».

Прошло уже более 100 дней работы нового российского правительства, сформированного после инаугурации президента Путина. А значит, по традиции, можно подводить первые итоги. Из мер долгосрочной структурной политики запомнилось лишь две — долгожданное вступление России в ВТО, а также пакет проектов дорожных карт Агентства стратегических инициатив (АСИ), нацеленных на улучшение инвестиционного климата и снятие административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса в рамках национальной предпринимательской инициативы (НПИ). Можно было бы отметить и объемный отраслевой раздел в трехлетнем макроэкономическом прогнозе правительства, однако он, как и незаконченный пока проект АСИ, может повиснуть в воздухе, не будучи согласован с планами бизнеса (который сам по себе) и спорным проектом трехлетнего федерального бюджета, где заморожены расходы на человеческий капитал.

Если пессимисты правы и ситуация на внешних рынках плоха, то в целях экономии бюджетных средств все текущие затраты должны по возможности иметь и долгосрочный эффект, а меры долгосрочного плана должны способствовать поддержанию краткосрочной макроэкономической стабильности. В этом контексте споры о необходимых мерах экономической политики продолжаются, и имеет смысл взглянуть на то, что делают в это время правительства других стран. Обобщения этого опыта даются как в последних обзорах Международного валютного фонда (IMF) — World economic outlook, Fiscal monitor и Global financial stability report за октябрь 2012 года, так и в двух свежих работах ЮНИДО (UNIDO), посвященных проблемам диверсификации экономик развивающихся стран, в том числе основанных на добыче сырья (как и Россия). Отметим в самом первом приближении и в максимально сжатом ключе, не претендуя ни в коей мере на полноту анализа, некоторые реперные точки для оценки ситуации в сегодняшней российской экономике.

Текущая макроэкономическая ситуация: так ли она плоха, как представляется в России? Эксперты МВФ в своем последнем «Мировом мониторинге финансовой стабильности» относят Россию к числу тех развивающихся экономик, которые при более или менее удовлетворительной фискальной ситуации должны ужесточать монетарную политику (в силу невыполнения первоначального инфляционного «таргета» на 2012 год) и ограничивать кредитную экспансию, находящуюся на опасной фазе кредитного цикла. Хотя по совокупности этих трех индикаторов — фискального, монетарного и кредитного — ситуация в России, по мнению экспертов МВФ, хуже, чем в других странах БРИКС (два красных сигнала при одном желтом).

Если учесть, что сам МВФ (в лице О. Бланшара), отметив долгожданное снижение текущих бюджетных дефицитов развитых стран до докризисного уровня, объясняет трудности текущей ситуации неопределенностью (правда, особого рода, которая не фиксируется стандартными индексами неопределенности), а ожидания улучшения ситуации превалируют, то для России это означает, что подготовка к кризису не должна становиться «идеей фикс», а вот о структурных реформах хорошо бы вспоминать почаще.

О них, например, не забывает Индия, которая активно — правда, под угрозой снижения рейтинга до уровня ниже инвестиционного — проводит налоговую реформу, снижает топливные субсидии и либерализует доступ иностранного капитала в ключевые сектора экономики. Россия же в последние полгода, если опираться на только что опубликованный регулярный «Восьмой отчет ОЭСР о мерах инвестиционного характера стран G-20», осуществила только одну проинвестиционную меру, заменив (с разрешительного на уведомительный) порядок открытия локальных офисов дочерними компаниями зарубежных банков в России со 2 июня 2012 года.

 

ВалерийМиронов, замдиректора Института «Центр развития» ВШЭ