• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Быть исключением

Эхо Москвы. 14 декабря 2012

В эти дни исполняется 20 лет Российской экономической школе. Это совсем небольшой срок для жизни любого университета, а те 20 лет, на которые пришлось становление РЭШ, не самое простое время для развития образовательной и научной школы. Это мы знаем по себе, как сверстники.

Об их успехах мы можем говорить долго, иногда даже с некоторой завистью, поэтому ограничимся скупой констатацией того, что РЭШ удалось стать мощным центром притяжения для молодой академической и бизнес-элиты.

Самое удивительное в этой истории успеха то, что РЭШ реализовала именно ту модель, которая изначально была задумана ее основателями. 20 лет назад она была мало кому понятна в России: «странные» учебные программы, дающие «слишком много теории», неизвестно зачем заключаемые пожизненные контракты с профессорами, «странное» нежелание оставлять у себя лучших выпускников. По прошествии 20 лет, когда все больше вузов перенимают элементы этой модели, становится ясно, что это неотъемлемые черты университетов мирового класса.

Создание исследовательской школы в РЭШ происходит на фоне сложностей, с которыми связано в России внедрение системы постоянного академического найма, в условиях отсутствия эндаумента (играющего ключевую роль в реализации политики исследовательских университетов), без широкомасштабной господдержки, без сильного академического рынка вокруг. Многие российские вузы жалуются, что некуда «пристраивать» выпускников и неоткуда брать сильные кадры. РЭШ по факту решает эту проблему включением в глобальные сети и дистанцированием от российского академического рынка с четким обозначением своих границ.

Теперь для школы, накопившей солидную академическую репутацию, начинается пора соблазнов и время проверки устойчивости модели «академического анклава». Одна из дилемм, оставаться ли РЭШ в прежних рамках или идти на расширение масштабов деятельности (увеличение приема, открытие смежных специальностей).

Вторая дилемма — оставаться ли Школе автономным исключением или идти по пути большего влияния на российский академический рынок — в том числе, как источник профессуры для других российских вузов? Сейчас, когда запускаются масштабные государственные программы развития ведущих исследовательских вузов, для этого появляются все институциональные возможности.

У Вышки и РЭШ, несмотря на разницу в масштабах и круге деятельности, не только одинаковый возраст, но и сходные академические ценности: и стремление к качественному образованию на уровне ведущих мировых стандартов, и ориентация на включенность в широкое академическое сообщество, и нетерпимость к нарушению академических норм. Поэтому мы многое делаем вместе: это и наш совместный бакалавриат, и совместные программы повышения квалификации для преподавателей региональных вузов, и общемосковские научные семинары, и многое другое.

Одновременно, ВШЭ и РЭШ многие считают конкурентами. Но такая конкуренция, как и конкуренция спортивная, только помогает расти и развиваться. Поэтому мы рассчитываем, что РЭШ будет становиться все сильнее.

С двадцатилетием!


Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, Мария Юдкевич, проректор ВШЭ

 

Источник: http://echo.msk.ru/blog/echomsk/968534-echo/