• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем заняться муниципальным депутатам - решать им самим

Комсомольская правда. 8 февраля 2013

В Высшей школе экономики прошел «круглый стол», посвященный вопросам местного самоуправления

Градус дискуссий повысила недавняя инициатива муниципальных собраний трех районов - Печатников, Таганского и Тропарева-Никулина. Депутаты этих собраний предложили передать управам полномочия в сфере опеки и попечительства, а также организации спортивного и культурного досуга, которые ранее принадлежали муниципалитетам. По мнению сторонников нового законопроекта, это позволит избежать дублирования функций управы и муниципалитета. Кроме того, муниципальная власть сможет полностью сосредоточиться на исполнении своих обязанностей, которые затрагивают интересы каждого горожанина, в первую очередь на контроле за ремонтом и благоустройством дворов и домов.

Законопроект вновь оживил споры о том, какое место в системе московской власти должно занимать местное самоуправление. На днях в Высшей школе экономики прошел «круглый стол», посвященный этой теме. В нем приняли участие представители муниципальных собраний, мэрии и Мосгордумы, а также видные эксперты по вопросам местного самоуправления.

ВСЯ ВЛАСТЬ - ГОРОЖАНАМ

Тон дискуссии задал председатель совета муниципальных образований города Москвы Алексей Шапошников. Он отметил, что 2012 год стал знаковым для муниципального сообщества: городской закон № 39 наделил его важнейшими государственными полномочиями - от согласования планов благоустройства, капремонта и размещения объектов капстроительства до заслушивания отчетов различных органов исполнительной власти, включая отчет главы управы. По словам Шапошникова, муниципалитеты получили три объемных блока полномочий: блок развития ресурсов района; блок, связанный со строительством капитальных и некапитальных объектов, и кадровый блок. Алексей Валерьевич также напомнил, что инициатива о возврате ряда полномочий в управы исходила от самого сообщества муниципальных депутатов. Поэтому разговоры о том, что декабрьский законопроект представляет собой попытку исполнительной власти урезать полномочия местного самоуправления, несостоятельны.

Аргумент противников законопроекта о том, что он разработан для связывания рук депутатам от оппозиции, развеял представитель «Справедливой России», депутат муниципального собрания Таганского района Илья Свиридов (кстати, в этом собрании оппозиционные партии имеют большинство). Свиридов сообщил, что именно он был одним из авторов законопроекта о возврате полномочий. По словам справедливоросса, депутаты должны заниматься тем, что больше всего интересует население: проблемами ЖКХ, благоустройства, ремонтов, парковок и т. п. А для этого у муниципалитета должен быть аппарат специалистов. В создании таких аппаратов Свиридов и его единомышленники видят главную задачу следующего этапа реформы местного самоуправления в Москве.

ПОЛНОМОЧИЯ НЕ ДОЛЖНЫ ПУТАТЬСЯ ПОД НОГАМИ

Выступавший позднее эксперт в области местного самоуправления Виталий Шипов окончательно снял вопрос о политических разногласиях в ходе реформы местного самоуправления. «Если такая инициатива исходит от оппозиционных партий, как было сказано здесь, безусловно, на месте правительства Москвы я бы ухватился за такую инициативу двумя рукам, - сказал Шипов. - Это со всех точек зрения полезно. С одной стороны, обеспечиваются дополнительные контрольные полномочия и для этого не тратится дополнительных денег. С другой стороны, депутаты заняты действительно важным делом. А с третьей стороны, нет рисков по самодеятельности на уровне исполнительно-распорядительного органа, которого в этой ситуации просто нет. Замечательный вариант, и его, безусловно, нужно поддерживать».

Как отметил профессор ВШЭ, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко, муниципальные собрания сегодня должны осваивать функцию публичности власти - именно на нее сегодня есть колоссальный спрос населения. «Когда начинается реальная реформа, когда муниципалитетам дают реальные полномочия, выясняется, что эти полномочия как бы путаются под ногами, - сказал Макаренко. - Силы на них тратятся, а сил и времени у депутатов не так много, это люди занятые, уважаемые. Для того чтобы заняться реально полномочиями, их освоить, надо от всего другого отказаться, поэтому реформу я признаю вполне логичной, потому что она идет в правильном направлении».

НЕОБХОДИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, реформа местного самоуправления - это один из самых актуальных вызовов, стоящих сегодня перед обществом. Социально активное население, считает он, необходимо вовлекать в решение проблем местного уровня. Кузьминов отметил, что протестные настроения возникают там, где власть не может обеспечить людям включенность в решение насущных бытовых вопросов.

Член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева считает, что дублирование функций приводит к противоречиям между исполнительной властью и местным самоуправлением. Светлана Викторовна обратилась к актуальной на сегодня теме общественного контроля, который, по ее мнению, должны инициировать муниципальные депутаты. «Сейчас очень модно понятие «общественный контроль», - сказала в своем выступлении Разворотнева. - Многие спорят, способен он на что-то или не способен. Москва в этом смысле сделала все, чтобы его подкрепить организационно и финансово. Если здесь все удастся, то это будет огромный аргумент для всей России о том, что общественный контроль имеет за собой будущее».

Пожалуй, наиболее аргументированно все точки над «i» расставила в своем выступлении вице-мэр Москвы Анастасия Ракова. Она отметила, что не все участники дискуссии представляют себе, какие на самом деле широкие и важные полномочия имеет сегодня местное самоуправление в Москве. «Никто еще не сказал, что, помимо контрольных полномочий, переданы управленческие полномочия, - сказала Ракова. - Потому что утверждение местных программ, - а вы утверждаете реальные местные программы, - это прерогатива представительного органа. Реальные управленческие функции по основным средствам, которые тратятся на территории района, скоро год как находятся под контролем муниципальных собраний. Другой вопрос: как реформа движется? И мы прекрасно понимаем, что в таком огромном городе, как Москва, где свыше полутора тысяч депутатов, завтра все не заработает хорошо».

Ракова заявила прямо: мэрия не инициировала законопроект о возврате полномочий. Более того, Анастасия Владимировна заверила, что исполнительная власть заинтересована в дальнейшем расширении полномочий муниципалитетов и обещала помочь в этом и организационно, и финансово. «Мы не видим, - сказала Ракова, - другого способа эффективного управления городом, чем вовлечение населения. Через что вовлекать, как не через представительные органы местного самоуправления?»

Резюмируя выступления на «круглом столе» и вообще все дискуссии по поводу реформы местного самоуправления, начинаешь понимать, что полемика идет, по сути, не о том, оставить или вернуть в управы некоторые функции. Здесь как раз все очень просто: если депутаты не хотят или не могут заниматься вопросами досуга, спорта, опеки и попечительства - их право передать данные полномочия исполнительной власти. Более того, по словам Анастасии Раковой, депутатам сегодня дан тайм-аут, чтобы определиться с теми функциями, которые им хотелось бы исполнять. Если какое-то муниципальное собрание решит, что полномочия возвращать не надо, никто неволить не будет.

Самое важное в сегодняшней реформе - это то, что органам местного самоуправления впервые предоставили возможность определять порядок своей работы! Таким образом, полномочия депутатов, которых, кстати, выбрали москвичи, серьезно расширяются.

КСТАТИ

Когда материал готовился к печати, депутаты Мосгордумы в окончательном чтении приняли законопроект о переводе сотрудников районных муниципалитетов в управы. За эту реформу депутаты проголосовали единогласно.

- Вопросы местного самоуправления - сложнейшие в любом государстве, - заявил председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - Москва идет своим путем. И всегда было много критики. Но практика - критерий истины. И жизнь показала, что все критические замечания не подтвердились. Мы и дальше будем совершенствовать систему местного самоуправления в городе.