• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специалисты в дефиците

Российская Бизнес-газета. 26 марта 2013

Российские инновационные компании испытывают острый дефицит специалистов, обладающих не только базовыми, но и дополнительными компетенциями — в частности, коммуникативными навыками, умением решать нестандартные задачи, быстро переучиваться в случае необходимости и т.д. К таким выводам пришли эксперты Всемирного банка, которые провели совместно с лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ опрос на тему «Инновационная экономика: чего не хватает для успешной работы».

— Мы посмотрели на темпы экономического роста в России и увидели, что в последние годы они снизились, — сказал руководитель проектов по образованию московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев. — Причины достаточно простые: страна больше не может привлекать то количество дополнительной рабочей силы, которое привлекала раньше. Возможности привлечения капитала были ограничены, производительность труда, которая росла достаточно быстрыми темпами на протяжении последних десяти лет, также снизилась — она составляет половину от уровня стран ОЭСР и треть от производительности труда в США.

Всемирный банк провел специальное обследование BEEPS (Business environment and enterprise performance survey), чтобы выявить ограничения для роста производительности труда в России. В тройку лидеров с 2008 года входит такой фактор, как проблема неадекватных навыков, в частности, качество образования не соответствует требованиям и ожиданиям работодателей. При этом уровень охвата образования в стране очень высокий, отметил Васильев. По его словам, разрыв в образовании и требованиях работодателей объясняется тем, что сотруднику сегодня уже недостаточно обладать базовыми профессиональными навыками — бухучет для бухгалтера, умение печь для пекаря и т.д. Для успешной работы необходим расширенный набор компетенций — в частности, коммуникативные навыки и умение работать в группе, быстро решать проблемы, принимать нестандартные решения, брать на себя ответственность. Именно этот широкий спектр навыков сегодня в дефиците, многие предприятия не могут закрыть свою потребность в таких сотрудниках.

И наиболее остро эта проблема стоит для инновационных компаний. "У нас на уровне правительства декларируется цель перехода от сырьевой экономики к инновационной, однако основные драйверы этого роста испытывают острейшую нехватку сотрудников с необходимыми навыками", — отметил Васильев.

В ходе исследования обнаружилось, что разрыв между качеством образования и требованиями работодателей не очень хорошо осознается самими сотрудниками. "Люди склонны оценивать себя немного лучше, чем работодатели, это вполне нормальная реакция. Однако, как мне кажется, здесь есть еще одна очень важная проблема, которая касается абсолютно всех, — это понимание профессионализма. Традиционно под этим понимались технологические процессы в той или иной области — надо знать свое дело", — сказал заведующий кафедры экономики труда и народонаселения ВШЭ Сергей Рощин. По его словам, в современном мире профессионализм — это не просто знание конкретной технологии, но также и понимание того, как она вписана в социальное и институциональное окружение с точки зрения возможностей реализации, с точки зрения коммуникации с этим окружением. "Это становится неотъемлемой чертой любого — подчеркиваю, абсолютно любого — профессионала. Это запаздывающее понимание сказывается и в реакциях населения, и в системе образования. Работодатели отмечают, что время изменилось", — сказал Рощин. Ведущий эксперт Института образовательных технологий РАНХиГС Алексей Овчинников указал, что рынок поменялся, в страну пришли международные стандарты, и новые рамки не только внутренней, но уже и международной конкуренции привели к тому, что требования к рабочему стали другими. По словам эксперта, в советское время система образования была сосредоточена на том, чтобы человек "был культурно воспитан и читал Достоевского" — практике уделялось меньше внимания, в образовательных программах она занимала не более 30%. Сегодня же время требует, чтобы человек был практикоориентированным, и многие навыки, которые раньше считались дополнительными (например, коммуникативные), перешли в разряд обязательных. "Особенно нехватка кадров актуальна для малого и среднего бизнеса, который развивается динамично, им нужны сотрудники, которые способны быстро переучиваться и приобретать дополнительные навыки. Но существующая система образования под это не выстроена, и мы наблюдаем асимметрию, о которой было сказано в докладе", — отметил Овчинников. По словам руководителя отдела аналитики портала Superjob.ru Валерии Чернецовой, особый спрос на сотрудников нового типа предъявляют компании из сферы ИТ и телекома, что неудивительно — в этих отраслях изменения происходят стремительно.