• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интернет как шестое чувство

КоммерсантЪ. 20 июня 2013

Владимир Карачаровский, доцент, заместитель заведующего кафедрой социально-экономических систем и социальной политики Высшей школы экономики.

Широкополосный доступ сегодня является неотъемлемой частью образа жизни любого современного человека и ведущей информационной нитью любой крупной или малой компании. Благодаря ему интернет превратился из полузакрытой необозримой реальности, медленно приоткрывающей свой занавес, в довольно небольшую, практически мгновенно охватываемую взглядом и при этом совершенно неотделимую никакими техническими барьерами часть окружающей действительности, постоянно присутствующую в ноутбуке, планшете и мобильном телефоне, стоит только коснуться экрана.

Скорость подключения, которую обеспечивают современные технологии широкополосного доступа, позволяет любому человеку или компании в течение нескольких секунд найти любую информацию по любому вопросу. На поиск 1 млн ответов по любой интересующей вас проблеме и их сортировку по релевантности уходит меньше времени, чем на формулировку запроса к поисковой системе. Не больше времени требуется и для выгрузки вашей собственной информации в сеть — сегодня это проще, чем произнести это вслух. Поэтому зачастую события начинают терять актуальность еще до того, как произойдут, а новые товары и услуги — устаревать, еще даже не попав на ваш региональный рынок. Чтобы найти товар по любому, самому немыслимому запросу в любой точке планеты и отправить туда деньги, сегодня требуется несколько минут. Для этого даже не нужно отвлекаться от завтрака (правда, если сумма большая, немного отвлечься все же стоит). Экономика превращается в гонку за обновление продукции, которая только еще начала производиться, а интерес к товарам начинает падать не тогда, когда их становится много, а уже с того момента, когда в сети появляется первая информация о них.

Интернет уже сегодня позволяет работать, а во многих случаях и управлять бизнесом не выходя с пляжа. Уверенно завоевывают себе место в нашей работе и личной жизни когнитивные технологии, развитие которых также стало возможным благодаря взрывному увеличению возможностей интернета. В самом простом варианте когнитивные технологии уже давно стали нашими повседневными спутниками. Их основой является возможность быстрой обработки и передачи информации различных баз данных: оцифрованных карт городов, сайтов компаний, личных страниц в социальных сетях и т. д. Столь же органичной частью ближайшего будущего станут технологии, основанные на распознавании образов, когда, например, достаточно навести камеру планшета на проходящую мимо девушку, чтобы получить весь комплекс информации с ее страницы в социальной сети. Все это произвело, кажется, невидимые, но на самом деле колоссальные изменения в нашем мире. Что будет, если накануне вечером лишить мир выделенного доступа в интернет? Нам станет чуть менее удобно жить, а компании начнут чуть медленнее работать? Нет — мы просто не сможем понять, куда и зачем нам сегодня нужно идти, а производитель уже через два-три дня не будет знать, что и в каком количестве выпускать.

Существуют многочисленные исследования связи развития ИКТ, в том числе широкополосного доступа, и темпов экономического развития. Среди факторов, способствующих росту экономики, наиболее очевидными являются следующие. Во-первых, этому способствует рост потребительской активности и, если хотите, потребительской избирательности, поскольку высокоскоростной интернет существенно снижает асимметрию информации на рынках, позволяет потребителям быстрее находить наиболее привлекательный для себя товар. В свою очередь, это стимулирует компании улучшать качество своей продукции, внедрять новшества, быть более гибкими и быстрыми в принятии решений. Во-вторых, это влияние может быть связано с повышением эффективности работы внедренных на предприятиях информационных систем (ERP, CRM, SCM и т. д.). Вместе с тем влияние интернета на экономику — вещь далеко не безусловная и в значительной степени зависит от специфики каждой конкретной страны: структуры ее экономики, уровня информатизации производств и далеко не в последнюю очередь от ее культуры. Например, в России уровень информатизации предприятий до сих пор остается довольно низким: крупные информационные системы внедрены примерно у 10-30% отечественных компаний (эти данные можно посмотреть, например, у Росстата). Ясно также, что наиболее сильное влияние ИТ оказывают на развитие экономик инновационного типа, а для сырьевых экономик это влияние будет значительно слабее.