• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чиновники станут открытыми для населения

Ведомости. 8 июля 2013

Среди критериев оценки работы чиновников появится степень их открытости. Правительство составит специальный рейтинг ведомств.


Правительство намерено ввести единый стандарт открытости для министерств и ведомств: эксперты «открытого правительства» уже разработали концепцию открытости (проект есть у «Ведомостей»), методику ее внедрения и мониторинга.

Проект концепции уже обсудили с ведомствами, общественными организациями и экспертным советом, рассказывает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов, в ближайшее время итоговый вариант будет представлен для общественного обсуждения. К сентябрю стандарт должен утвердить премьер Дмитрий Медведев.

Социально-политические и экономические преобразования воспринимаются людьми негативно, население не доверяет госорганам, констатируют авторы концепции. По данным ВЦИОМа, 81% населения не представляет, чем занимается правительство и министры, а 42% считают, что за год у правительства не было ни одного достижения, говорит проректор Высшей школы экономики Андрей Жулин, участвовавший в разработке концепции: «Мы исходим из того, что практически никто не разбирается в сути деятельности федеральных органов».

В концепции перечислены 10 «инструментов открытости»: взаимодействие с общественным советом, а также экспертами и референтными группами, работа со СМИ, обращениями граждан и социальными сетями, публичная декларация и отчетность, антикоррупционная экспертиза, сайт и «открытые данные».

Для начала каждое ведомство должно определить свою референтную группу, с которой будут обсуждаться его решения. Например, у Минобрнауки это могут быть ректоры вузов, профессора, представители учащихся или их родителей, говорит Жулин.

Главное, чтобы у референтных групп были понятные и прозрачные критерии формирования, подчеркивает Абызов: эксперты высказывали опасения, что в эти группы снова попадут три-пять удобных для ведомства представителей общественности. На первом этапе есть риск увидеть по пять общественников, но, если критерии позволяют участвовать неограниченному кругу лиц, вскоре их будет 55, уверяет Абызов: люди увидят, что их мнение востребовано.

Сейчас общественные советы не работают, констатирует Жулин, и главная причина — отсутствие реальных полномочий. «Открытое правительство» предлагает определить перечень вопросов, обязательных для рассмотрения общественными советами: отраслевые госпрограммы, проект бюджета, отчет об исполнении бюджета ведомством, крупные закупки, управление имуществом. Позиция общественного совета должна быть опубликована, а также приложена к проекту документа при представлении правительству наравне с позициями других заинтересованных ведомств.

Референтные группы также оценят, удалось ли чиновникам сделать свою работу более открытой. В методике мониторинга предусмотрены три составляющие: помимо экспертной оценки, это «самообследование» открытости и социологические исследования. На основе всех показателей будет рассчитываться индекс открытости ведомства: для каждого из 10 «инструментов открытости» будет предусмотрен уровень от «базового» до наивысшего — «открытого», также будет оцениваться результативность их внедрения и ценность использования (ее определят эксперты). Ведомства будут ранжированы в зависимости от показателей индекса, доклад будет ежегодно представляться в правительство.

«На следующем этапе будем думать о поощрении лучших», — говорит Абызов: например, выделять дополнительные средства на обеспечение открытости — это могут быть не масштабные, но значимые материальные стимулы.

Если ведомство окажется внизу рейтинга — это показатель качества управления и работы конкретного руководителя, замечает Абызов, ведь обеспечение открытости — один из семи приоритетов работы правительства, названных премьером.

Задачи наказывать тех, кто получит невысокие баллы, при разработке стандарта не ставилось, говорит Абызов. Тем не менее министры будут внимательно следить за стандартом открытости, уверен он: в мае был опубликован независимый рейтинг открытости, составленный на основе опросов «РИА-рейтингом» совместно с «Праймом» и РБК.

Пока не все ведомства могут похвастаться высоким баллом открытости — например, по показателю «работа со СМИ»: в пятницу «Ведомости» запросили Минэкономразвития, Минфин, Минтранс, Минприроды и Минрегион, были ли у них замечания к концепции открытости и какие меры повышения открытости уже применяются. Ответили только два ведомства. Представитель Минтранса заверил, что концепция будет реализована, а уже сейчас все документы министерства проходят через общественное обсуждение и на регулярной основе проводятся заседания общественного совета. А начальник отдела интернет-коммуникаций Минэкономразвития Антон Булатов передал через пресс-службу, что в министерстве уже реализуются отдельные положения концепции: например, созданы и «поддерживаются в актуальном состоянии» страницы министерства в социальных сетях, на официальном сайте опубликована информация о формировании общественного совета. Минэкономразвития предлагало доработать проект концепции, сделав ее более гибкой, добавил он.

Повышать открытость необходимо, говорит президент «Минченко консалтинга» политолог Евгений Минченко. Правда, слабо верится, что она будет работать, вздыхает он: яркий пример — реформа РАН, которая, несмотря на все декларации правительства о необходимости общественного обсуждения, рассматривалась в экстренном порядке.