• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отличники принесут в вуз деньги

Независимая газета. 1 сентября 2009

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Прошедший единый экзамен полностью изменил структуру высшего образования России".

Идею ГИФО — государственных именных финансовых обязательств — предлагает реанимировать ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев. Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам единого госэкзамена.

Только на этот раз ректор Кропачев предлагает государству действовать осмотрительнее. Финансирование вуза напрямую должно зависеть от качества знаний того студента, который пришел в данный вуз. "Почему государство должно платить за учебу студента с троечным сертификатом по ЕГЭ столько же, сколько за учебу с отличными результатами?" — заявил Николай Кропачев. Если, допустим, приходит в университет учиться человек, который английский язык знает на "удовлетворительно", то за четыре года учебы в институте он лучше отличника английский язык все равно знать не будет. Стартовые возможности не те. Так почему государство должно платить за подготовку всех студентов одинаково? Если оплата будет по ранжиру, то, по мнению ректора, вузу выгоднее будет набирать отличников. И тогда высшие школы не будут брать всех подряд. Набранных же отличников-студентов будут учить еще лучше. Ректор Кропачев считает, что государству обязательно нужно сегодня вернуться к идее ГИФО.

Любопытно, что идея нравится не только Николаю Кропачеву. Ее тут же подхватил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По мнению ректора Кузьминова, сильные вузы достойны отдельного финансирования. Еще Ярослав Кузьминов уверен, что прошедший единый экзамен полностью изменил структуру высшего образования РФ. Он обогатил сильными студентами ведущие школы. Теперь даже на платные отделения престижные вузы набрали абитуриентов с сертификатами не ниже 70 баллов. Кроме того, по мнению Ярослава Кузьминова, молодые люди ушли из негосударственных вузов в те вузы, которые дают реальное образование. Целый ряд филиалов и вузов уже прекратил свое существование. Другие — находятся на последнем издыхании. Ректор Кузьминов предлагает задуматься всем над тем, что готовить инженеров из троечников — это преступление. Так же, как и нельзя разрешать всем вузам подряд готовить юристов.

Ректор Кузьминов напомнил, что 42% юристов учат сегодня в непрофильных вузах. Эти люди, добавил Николай Кропачев, не смогли бы учиться в ВШЭ, даже окончив свой вуз. На престижных специальностях вузы всего лишь зарабатывали дополнительные финансы. Поэтому нечего удивляться тому, что 90% выпускников-экономистов сегодня не владеют эконометрикой. А до 80% юристов недостаточно компетентны и работать по специальности просто не могут.

Крупные компании вынуждены все чаще приглашать специалистов из-за рубежа. Потому что им, например, катастрофически не хватает грамотных финансовых аналитиков. Проректор ВШЭ Григорий Канторович напомнил, что ВШЭ в этом году набрала бюджетных студентов больше, чем ей положено по плану. Но в этом нет ничего страшного, и вообще контрольные цифры приема нужно отменять. Это отмершая категория. "Вышка" готова даже расширить свои площади для такого хорошего дела.

Учитывая, какое положение в нашем обществе и системе образования занимают ректоры Кузьминов и Кропачев, можно предположить, что их идея не останется без внимания... Остается только напомнить, что в вузах РФ с 1 сентября начнут учиться 7,47 млн. человек. Пока еще функционирует около 3,5 тыс. вузов. Что произойдет с этими вузами в течение года — непонятно. Недобрали (в среднем на 25—35%) своих студентов технические вузы. И лучшие из технических вузов вынуждены брать далеко не отличников. Проходной балл в технических школах — 40—60 баллов. Набор в престижные вузы составляет примерно 10% от общего числа студентов. Теперь такой вопрос: устройство 10% молодых людей решает проблемы образования всей молодежи? Любопытно все-таки, что же делать всем остальным вузам?

Тем более с остаточным финансированием.