• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ставим три, а два в уме

Парламентская газета. 1 сентября 2009

По подсчетам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, объем невыплаченных благодаря ЕГЭ взяток в вузах в этом году составил около 10 млрд. рублей.

Море цветов, разноцветные гирлянды воздушных шаров, школьные марши, радостные лица учеников и взволнованные речи учителей, заливистые трели звонков - сегодня первое сентября. Сегодня - праздник.Но праздники, увы, проходят. Остаются школьные будни. К сожалению, проблем российского образования в новом учебном году не убавилось. По ЕГЭ, одной из таких проблем, не потоптался разве что ленивый. Все его дружно ругают, - и правда, есть за что, - но никто не может предложить что-либо дельное взамен, кроме как вернуться к старой системе проверки знаний. А уж какой она была, всем хорошо известно, особенно при поступлении в вузы - взяточничество процветало. Именно на антикоррупционный аспект ЕГЭ, на большую прозрачность новой системы указал Президент Дмитрий Медведев в интервью "Вестям". По подсчетам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, объем невыплаченных благодаря ЕГЭ взяток в вузах в этом году составил около 10 млрд рублей.Но ЕГЭ далеко не основная проблема российского образования. При определенной коррекции и исправлении ошибок, о которых сегодня пишет наша газета, он имеет полное право на существование. Есть немало и других болевых точек средней школы. В преддверии начала учебного года некоторые из них выделил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: это и несогласованность школьной и вузовской программ, и судьба мало комплектных сельских школ, и слабое здоровье учащихся, и разнобой учебников.Но главная проблема, по общему признанию педагогического сообщества, это учительские кадры, то есть те, кто учит детей быть умными, образованными, сильными и крепкими. Сегодня средняя школа держится в основном на старшем и среднем поколении преподавателей. Не приживаются молодые учителя по многим причинам. Учебный процесс заорганизован донельзя. Постоянно приходится, жалуются учителя и директора, писать справки, отчеты, планы, составлять сводки, чертить таблицы - главное, хорошо отчитаться перед округом, районом, городом, а как и чему учат - дело наживное, второстепенное.Разумеется, молодежи не нравится пускать пыль в глаза. Но двойки ставить сегодня настоятельно "не рекомендуется", лучше писать три, а два - в уме. Надо ли объяснять, к чему приводит такая профанация. Причем объяснение довольно издевательское - если ставишь два балла, значит, сам виноват, так и учишь. А почему бы, как это делается во многих странах, не выдавать аттестаты с двойками - что заслужил, то и получил? Кто постарше, такую арифметику стерпит, а помоложе - махнет рукой: да ну вас, я лучше подыщу себе иную работу... Тем более в другом месте ему или ей наверняка будут платить не нынешнюю среднестатистическую зарплату в 17 400 рублей.На одном из августовских педсоветов довелось услышать немало нелестных слов в адрес Правительства, чей представитель недавно вслух заявил, что в будущем году бюджетникам рассчитывать на индексацию зарплат не стоит. То есть даже не будет компенсирован уровень инфляции - такого еще не было. "Замораживание и так невысоких доходов врачей, учителей, льготников - самый простой и примитивный способ сэкономить, - заявил по этому поводу Сергей Миронов. - С каким настроением придут в школу учителя после таких решений?"Двойки ставить сегодня настоятельно "не рекомендуется", лучше писать три, а два - в уме. Надо ли объяснять, к чему приводит такая профанация.