• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что нас ждет в Год учителя

Учительская газета. 10 сентября 2009

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ: «Вектор на переход на нормативно-подушевое финансирование школ и внедрение новой системы оплаты труда взят бесповоротно».

Об этом накануне первого сентября нам рассказали люди, определяющие жизнь современной школы. Вместе с редакцией «УГ» они искренне поздравляют всех российских педагогов с Днем знаний и желают им веры в будущее и, конечно же, талантливых учеников.

Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

— Единый госэкзамен и в наступающем учебном году останется в центре внимания не только профессионального сообщества, но и широкой общественности.

ЕГЭ показал себя хорошим инструментом измерения, дал богатейший материал для анализа и исследований не только федеральным чиновникам, но и региональным властям, органам управления образованием, непосредственно педагогическим коллективам. Полученные результаты позволяют судить о степени образованности учащихся, уровне преподавания, качестве подготовки экспертов экзаменационных комиссий, о состоянии системы образования в целом и даже о социально-экономической обстановке в регионе.

Поэтому наша дальнейшая работа будет связана с решением совместной с регионами, директорами и школами задачи — суметь правильно воспользоваться этим уникальным материалом, осмыслить результаты, принять определенные меры (необязательно карательные!) — именно так следует поступить, чтобы наладить систему образования.

Я надеюсь, что кардинальных нововведений не будет. Система формирования, распределения и обработки информации, доставки экзаменационных материалов технологически разработана верно, в ней есть расчет на долгосрочную перспективу. Нам удалось избежать многих прогнозируемых нашими «доброжелателями» проблем: утечки информации, поддельных документов. Тем не менее были зафиксированы некоторые виды нарушений, которые следует рассматривать как системные.

Здесь у нас, к сожалению, взяли «инициативу» в свои руки исполнители на местах — основные нарушения фиксировались именно в ППЭ во время экзамена: это и предоставление возможности делать звонки по мобильному телефону, выхода в Интернет, и даже выноса экзаменационных листов из аудитории для передачи их «знающим» людям.

Поэтому работать надо там, где были обнаружены системные провалы. В новом учебном году следует обратить особое внимание на качество исполнения процедур ЕГЭ, подготовку организаторов. Совершенствование исполнительской системы будет главной темой нашей совместной с регионами работы.

Думаю, что надо рассматривать единый госэкзамен как своеобразный индикатор, который высветил те темные пятна, которые раньше не были видны. Поэтому здесь не может быть позитивных или негативных результатов, они просто есть. Это означает, что можно будет избежать многих проблем в следующем году, организовать ЕГЭ так, чтобы он действительно стал гарантией знаний и для школ, и для вузов.

Несомненно, что реформирование системы образования — это очень болезненный процесс, который ломает устойчивые представления, нарушает привычный образ жизни. Но это необходимый шаг, который продиктован условиями стремительно меняющейся жизни. Попробуйте увидеть в нем положительные моменты: свои новые перспективы, условия для профессионального роста, тогда действительно наступят позитивные изменения не только в образовании, но и в вашей жизни!

Ирина Абанкина, директор Института развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики:

— Вектор на переход на нормативно-подушевое финансирование школ и внедрение новой системы оплаты труда взят бесповоротно. Эти серьезные изменения, ориентированные на учет квалификации педагогов, стимулирование качества труда, достижения учащихся, включение общественности в распределение стимулирующей части, остаются ключевыми направлениями в реформировании экономики школы и в наступающем учебном году. Хочу подчеркнуть, что пока еще не завершен переход на самостоятельность бюджетных учреждений, в том числе в образовании. Не все школы являются самостоятельными юридическими лицами, и даже если их финансирование осуществляется сегодня через централизованную бухгалтерию, все-таки очень важно, чтобы школа знала свою смету, свой финансовый план, чтобы она этими средствами могла распоряжаться. Поэтому необходимо, чтобы для нее велся раздельный как бухгалтерский, так и налоговый учет. Это кропотливая работа, квалифицированных финансистов и бухгалтеров в школах пока еще недостаточно. Сейчас идет масштабный проект переподготовки руководящих кадров школ, включая бухгалтерские службы. Я думаю, что новое мировоззрение руководителей школы должно привести к реальному повышению их финансовой самостоятельности, к тому, чтобы бюджет школы стал инструментом достижения качества образования, поддержки педагогов, повышения их квалификации. И мог бы позволять решать каждой конкретной школе именно ее проблемы.

Вероятно, в наступающем учебном году продолжится и переход некоторых школ в статус автономных учреждений. Закон уже принят, необходимый пакет нормативной документации разработан, регионы и муниципалитеты для подведомственных учреждений за это время подготовили документы, необходимые для муниципального и регионального уровней. Сильные, самостоятельные школы, уже имеющие опыт функционирования в конкурентной ситуации, конечно, могут переходить в автономные учреждения. Барьеров здесь нет.

Определены гарантии по неснижению финансирования по сравнению с прежним годом для автономных учреждений. Пункт 3 постановления Правительства РФ №182 защищает автономные учреждения от снижения текущего финансирования. Сложным пока остается финансирование программ развития. И все-таки тем школам, кому автономия действительно реально помогает реализовывать свои стратегические планы и повышать качество образования, есть смысл, невзирая на кризис, в статус автономного учреждения переходить.

Галина Меркулова, председатель Общероссийского профсоюза образования:

— Сегодня мы находимся в процессе обсуждения инициативы Президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа», и это пока не самый сложный этап. Самое трудное — это ее реализация в кризисных условиях, поскольку каждое из предложенных направлений требует огромнейшей работы, серьезных финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Мне думается, что неоднозначно зарекомендовавшая себя практика внедрения новых систем оплаты труда в регионах вынуждает все большее число субъектов РФ вносить в них серьезные коррективы, ориентированные, в частности, на систему оплаты труда, которая была предложена образовательным учреждениям федерального уровня.

Кроме того, нам не известны примеры из международной практики, чтобы увлечение рыночными инструментами в сфере образования, противопоставление школ и педагогов друг другу приводило к улучшению качества образования.

Ведь в школьном коллективе педагоги работают сообща, на одну цель. Сегодня учителя настраивают исключительно на личный результат, благодаря которому его зарплата должна повышаться.

Нужно понимать, что такой подход может привести к разобщенности коллектива образовательного учреждения, учителям станет просто невыгодно помогать друг другу.

Над этими непростыми процессами нам тоже придется работать в новом учебном году.

Конечно, всех педагогов волнует вопрос, будет ли повышена зарплата. К сожалению, как заявило Правительство РФ, повышать заработную плату бюджетникам, а значит, и работникам образования, в предстоящем году оно не планирует. Нам трудно с этим согласиться, и мы, естественно, будем вести переговоры и настаивать на ее повышении. Аналогичную работу будут проводить руководители наших территориальных организаций, ведя переговоры в субъектах РФ.

Впереди Год учителя. Создан оргкомитет, который приступил к подготовке проведения этого года, радует, что его возглавил председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин.

Правительство ввело в состав оргкомитета меня как представителя профсоюза. Профсоюз образования тоже внес свои предложения по проведению Года учителя, они касаются разработки государственных программ «Педагогические кадры России», «Безопасная школа», проведения Всероссийского съезда учителей и других мероприятий.

Хочется надеяться, что объявленный Президентом РФ Год учителя будет способствовать реальному повышению статуса учительской миссии.

Теперь — о приоритетном проекте «Образование». Профсоюз неоднократно вносил предложения о включении в национальный проект системы дошкольного образования. Сегодня мы с удовлетворением можем отметить, что в основные направления ПНПО на 2009–2012 годы планируется включить мероприятия по развитию муниципальных программ образования детей дошкольного возраста с выделением финансовых средств.

Если говорить о нашем профсоюзе, то для него начался важный этап непосредственной подготовки к съезду, который состоится в апреле 2010 года. Сейчас проходят отчетно-выборные собрания и конференции, а в ноябре-декабре пройдут отчетно-выборные конференции в территориальных организациях профсоюза.

Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение», разработчик стандарта общего образования второго поколения:

— Как известно, Министерство образования и науки РФ проводило конкурс на отбор стандарта, в том числе и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Было подано три заявки — Института образовательной политики «Эврика», ИПК работников образования Свердловской области и Института стратегических исследований в образовании РАО.

Две заявки были отклонены, а проект стандарта ИСИО РАО был отправлен на доработку. В соответствии с данным решением министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко была образована рабочая группа по мониторингу доработки стандарта под руководством председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Григория Балыхина. В итоге доработанный вариант стандарта с учетом всех замечаний и предложений, которые были внесены на этапе общественного обсуждения и экспертизы, а также на заседаниях рабочей группы по мониторингу, 18 августа был внесен в Минобрнауки России с рекомендацией к утверждению.

После утверждения стандарта министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко начнется подготовка к широкомасштабному началу работы школ по новому стандарту. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения школам будет необходимо разработать основные образовательные программы, а также привести в соответствие с его требованиями условия реализации основных образовательных программ, включая повышение квалификации и переподготовки кадров для начальной школы. 1 сентября 2010 года учебный процесс должен начаться в соответствии со всеми требованиями этого нового документа.

В конце этого года разработчики должны представить в Минобрнауки России проекты стандартов средней и старшей ступени основного общего образования. С моей точки зрения, организация работ по введению стандарта основного общего образования второго поколения в оптимистичном прогнозе возможна с 2011 года, старшей ступени общего образования — с 2012 года.