• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подготовительные курсы при ВУЗах сохранят популярность

РИА Новости. 15 сентября 2009

Декан факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ Светлана Квашонкина: "Одна из проблем, характерная и для многих школьных учителей, и для авторов учебных пособий, - восприятие заданий единого экзамена исключительно как теста, «натаскивание» на выполнение заданий".

До недавнего времени на подготовительных курсах при вузах готовили к вступительным экзаменам в эти учебные заведения. Единый госэкзамен, как кажется, ставит под угрозу такой способ заработка для университетов. Выживут ли в новых условиях подготовительные курсы? Чему там будут учить? Об этом в интервью РИА Новости рассказал декан факультета довузовской подготовки Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Светлана Квашонкина.

- Светлана Васильевна, зачем нужны подготовительные курсы при вузах в условиях всеобщего перехода к ЕГЭ?

- Во-первых, для подготовки к ЕГЭ, точнее - для глубокого освоения предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ, а с этой задачей далеко не все школы сегодня справляются. Как и раньше, для успешной сдачи экзаменов необходимы дополнительные знания. Это подтверждают родители наших слушателей, рассказывающие, что происходит в их школах, как «готовят» к ЕГЭ их детей. Одна из проблем, характерная и для многих школьных учителей, и для авторов учебных пособий, - восприятие заданий единого экзамена исключительно как теста, «натаскивание» на выполнение заданий, прежде всего, части «А». Но ведь есть еще часть «В» и часть «С», которые тестами не являются и выполнение которых дает как раз возможность получить высокие баллы.

Во-вторых, на подготовительных курсах школьники готовятся к олимпиадам - как вузовским, так и всероссийской. Школы эту задачу тоже не решают, особенно в случае с такими дисциплинами, как экономика, право, социология, политология, психология. По этим предметам не нужно сдавать ЕГЭ, и школы на старшей ступени все чаще выбирают в качестве профиля математику, физику, химию, иностранный язык и проч. Я знаю примеры, когда даже в московских школах резко сокращали часы преподавания основ экономики или совсем исключали этот предмет из учебного плана.

- Оплачивая обучение на подготовительных курсах в конкретном вузе, школьники, как правило, планировали поступить в этот вуз. Теперь же получается, что курсы «не привязаны» к конкретному вузу.

- И раньше, и теперь учеба на подготовительных курсах - это способ убедить будущего абитуриента поступать в конкретный вуз. В условиях ЕГЭ это даже более актуально: ведущие вузы конкурируют за каждого абитуриента, стремясь набрать лучших. Ребята получают возможность познакомиться с университетом поближе, узнать преподавателей и студентов, пройти профориентацию, понять, стоит ли здесь учиться.

При этом нельзя отрицать, что подготовительные курсы становятся универсальным инструментом подготовки - уже нет «натаскивания» на выполнение заданий, которые предлагались в «своем» вузе в предыдущие годы. В этом году было немало случаев, когда ребята учились у нас и, успешно сдав ЕГЭ, уходили в другие вузы. С одной стороны, нам обидно: мы приложили много усилий, чтобы подготовить ребят, а те из них, кто не попал на выбранный факультет в «первую волну» зачислений, поторопились и отнесли аттестаты в другой вуз. С другой стороны, есть спрос на обучение: переход к ЕГЭ обеспечивает хорошим подготовительным курсам необъятное поле для работы.

- В чем преимущества вузовских преподавателей, работающих на курсах, перед школьными учителями?

- Они, разумеется, владеют предметом на более высоком уровне. Хотя система ЕГЭ - это экзамены за курс средней школы, в разработке заданий принимают участие специалисты из вузовской среды, и они привносят туда свои подходы и требования. Например, преподаватели нашего факультета в течение восьми лет участвуют в создании контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по математике, истории, русскому языку, обществознанию, биологии.

Что касается олимпиад, то задания для них разрабатываются именно в вузах, и здесь очень важно понимать специфику требований. ГУ-ВШЭ проводит несколько олимпиад и конкурсов, в том числе совместно с другими ведущими вузами, и наш факультет к ним готовит.

- Одна из целей ЕГЭ - обеспечение доступности высшего образования для ребят из регионов, и в этом году значительную часть первокурсников ведущих московских и питерских вузов оставили именно они. Где же они готовились к поступлению?

- Во-первых, в региональных центрах довузовского образования, где готовят к ЕГЭ на основе общих требований. Многие московские вузы активно работают в регионах, и будущие абитуриенты там учатся по тем же программам, что и московские сверстники. Во-вторых, есть возможности дистанционного образования - например, В ГУ-ВШЭ работает интернет-школа для абитуриентов, где обучение практически бесплатное.

Конечно, многое зависит от того, какую стартовую подготовку дала будущему абитуриенту средняя школа. Уровень школ очень разный, и есть такие, где к ЕГЭ готовят хорошо. В крупных городах, как правило, уровень школьного образования выше. По нашим наблюдениям, в Москве и других университетских городах он сегодня примерно одинаковый, и это четко показывают результаты ЕГЭ по математике. По иностранному языку московские школьники сдают ЕГЭ традиционно лучше, по русскому языку - наоборот, хуже.

- С какого возраста, на Ваш взгляд, стоит готовиться к поступлению в вуз?

- Выбирать профессию и выбирать вуз нужно, чем раньше, тем лучше, в некоторых вузах разработаны профильные развивающие программы даже для семиклассников. А готовиться собственно к поступлению, то есть изучать на более высоком уровне профильные предметы, целесообразно с 10-го класса.